Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А, Филимоновой И.В,
при секретаре Егоровой Т.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску администрации Козловского района Чувашской Республики к Спиридоновой Г.А. о взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, поступившее по апелляционной жалобе администрации Козловского района Чувашской Республики на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 26 сентября 2018 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А, выслушав объяснения представителя истца администрации Козловского района Чувашской Республики Илларионовой К.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда; ответчицы Спиридоновой Г.А, третьего лица Ивановой И.А, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Администрация Козловского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Спиридоновой Г.А. о взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности.
Исковые требования мотивированы тем, что 14 июня 2016 года Спиридоновой Г.А. как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N в размере 441080 руб. для строительства жилого дома в *** сельском поселении Козловского района Чувашской Республики. 21 июня 2016 года сумма социальной выплаты была перечислена на банковский счет ответчика. В соответствии с пунктами 12, 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, пунтокм 3.6 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 N53, построенное (приобретенное) жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи гражданина, указанных в свидетельстве, в течение двух месяцев с момента окончания срока действия свидетельства, составляющего 1 год.
Срок оформления жилого помещения, построенного (приобретенного) с использованием социальной выплаты, в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, истек 14 августа 2017 года. 17 апреля 2017 года и 24 апреля 2017 года ответчику были направлены уведомления об истребовании суммы социальной выплаты в судебном порядке в случае не оформления жилого дома в собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты N от 14 июня 2016 года. Ссылаясь на то, что Спиридоновой Г.А. не оформлено жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, истец просит взыскать с ответчика денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 441080 руб. 00 коп, в том числе, в доход федерального бюджета в размере 308890 руб. 00 коп, в доход республиканского бюджета - 132190 руб. 00 коп.
В судебном заседании представитель истца администрации Козловского района Чувашской Республики Илларионова К.А. исковые требования поддержала по изложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что основанием для возврата предоставленной ответчику Спиридоновой Г.А. суммы социальной выплаты является несвоевременное оформление построенного дома в общую долевую собственность членов ее семьи, в том числе Ивановой И.А..
Ответчик Спиридонова Г.А. и ее представитель Корнилов А.А. в удовлетворении исковых требований просили отказать, указав, что сроки требуемого оформления права собственности на дом были пропущены по уважительным причинам, в связи с длительным оформлением документов о межевании земельного участка, неоднократным обращением в период с апреля 2017 года по июль 2018 года в уполномоченные органы по поводу постановки на кадастровый учет земельного участка и государственной регистрации права собственности на жилой дом, построенный с использованием средств социальной выплаты. После постановки 05 июля 2018 года на государственный кадастровый учет земельного участка под возведенным жилым домом в кратчайшие сроки она оформила дом в общую долевую собственность. Считает, что завершив строительство дома в 2017 году, освоив полученные из бюджета денежные средства, фактически использовала их исключительно по целевому назначению, реализовав, тем самым, задачи федеральной программы.
Представитель ответчика Корнилов А.А. также полагал, что администрация района не может выступать истцом по настоящему спору, поскольку право истребовать в судебном порядке средства социальной выплаты принадлежит органу исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики.
Третье лицо Иванова И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Третье лицо Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 26 сентября 2018 года в удовлетворении иска администрации Козловского района Чувашской Республики к Спиридоновой Г.А. о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, администрация Козловского района Чувашской Республики обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца администрации Козловского района Чувашской Республики Илларионовой К.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда; ответчицы Спиридоновой Г.А, третьего лица Ивановой И.А, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ответчик Спиридонова Г.А. на основании заявления от 17 мая 2016 года являлась участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" с составом семьи два человека: сама и дочь ФИО1.
14 июня 2016 года ответчику как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N в размере 441080 руб. Согласно данному свидетельству численный состав семьи - два человека, в том числе дочь ФИО1. Целевое назначение - строительство жилого дома.
В соответствии с постановлением главы администрации Козловского района Чувашской Республики от 21 июня 2016 года N о предоставлении социальной выплаты в рамках реализации целевой программы денежные средства, предоставленные Спиридоновой Г.А. в качестве социальной выплаты, в размере 441080 руб, перечислены на банковский счет ответчика в Чувашский филиал АО "... " "адрес", что подтверждается платежными поручениями N и N от 21 июня 2016 года (л.д. 5, 6).
17 апреля 2017 года администрацией Козловского района Чувашской Республики в адрес Спиридоновой Г.А. направлено уведомление (исх. N) о необходимости оформления в кратчайшие сроки права собственности на построенное жилое помещение в общую долевую собственность на всех членов семьи.
Аналогичное требование направлено в адрес Спиридоновой Г.А. главой *** сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, что следует из письма за N от 28 апреля 2018 года.
В ходе проверки своевременности оформления жилых помещений в общую долевую собственность всех членов, указанных в свидетельстве, проведенной Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в период со 02 апреля 2018 года по 04 мая 2018 года, установлено, что Спиридонова Г.А, получившая социальную выплату в сумме 441080 руб, при сроке оформления в собственность жилого помещения до 01 августа 2017 года, указанное условие не выполнила.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени ответчиком жилое помещение не оформлено в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, администрация Козловского района Чувашской Республики обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор, установив, что ответчиком Спиридоновой Г.А. предприняты все меры и соблюдены необходимые условия по исполнению обязательства по строительству жилого дома за счет средств социальной выплаты, а также принимая во внимание, что в настоящее время она исполнила обязательства по целевому использованию денежных средств на строительство жилого дома, введенного в эксплуатацию, право общей собственности на возведенный жилой дом зарегистрировано за ответчицей и членом семьи ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении Спиридоновой Г.А, как участника мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", достигнуты цели и задачи, определенные Федеральным законом от 12.02.2015 N 264-ФЗ от 12.02.2015 "О развитии сельского хозяйства", в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что нарушение срока оформления права собственности обусловлено объективными причинами, не привело к существенному нарушению публичных интересов и соответственно, основания для возврата социальной выплаты в бюджет не имеется.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований администрации Козловского района находит законными и обоснованными ввиду следующего.
На момент обращения ответчика с заявлением о включении её и члена её семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (17 мая 2016 года), и выдачи Спиридоновой Г.А. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности действовала федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598, которая включала в себя мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Типовым положением, являющимся приложением N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (действующего в момент сложившихся правоотношений) устанавливался порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Согласно абз. 1, 4 п. 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N4 к вышеназванной Программе), жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.
Действующее в настоящее время Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, Приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающий в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1544 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" содержит аналогичные положения.
Так, согласно пункта 29 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов), жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.
В соответствии с п. 3.6 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2014 года N 53, жилое помещение, построенное или приобретенное с использованием социальной выплаты, оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух месяцев со дня завершения срока действия свидетельства.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Вместе с тем, вышеизложенные правовые нормы не предполагают безусловного основания для взыскания социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в сельской местности ввиду нарушения сроков регистрации права общей долевой собственности на завершенный строительством жилой дом на всех членов семьи, определенных свидетельством, без установления конкретных причин, обусловивших указанное нарушение, в отсутствие недобросовестности со стороны участника федеральной целевой программы. Поскольку направление участников федеральной целевой программы средств социальной выплаты на строительство жилого дома в селе нашло свое подтверждение, основанием для взыскания ранее предоставленной молодой семье социальной выплаты по основанию несвоевременного оформления права общей собственности на завершенный строительством дом может являться только существенное нарушение обязательств.
Обстоятельство того, что семья Спиридоновой Г.А, соответствовала требованиям, предъявляемым Федеральной целевой программой на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, сторона истца не оспаривает.
Как усматривается из материалов дела, после выдачи ответчику свидетельства N о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности 20 июня 2016 года Спиридонова Г.А. заключила с ИП ФИО2 договор купли-продажи строительных материалов на общую сумму... руб, в рамках которого 28 июня 2016 года приобретенные строительные материалы отпущены покупателю (л.д.83-85).
10 февраля 2017 года администрацией *** сельского поселения Козловского района Чувашской Республики ответчику Спиридоновой Г.А. выдано разрешение на строительство одноэтажного одноквартирного жилого дома площадью застройки... кв.м по адресу: "адрес" (л.д.151).
Судом установлено, что строительство жилого дома по адресу: "адрес", для целей, на которые предоставлялась социальная выплата, Спиридоновой Г.А. завершено, жилой дом введен в эксплуатацию в 2017 году.
19 июля 2018 года в ЕГРН внесены записи о государственной регистрации права общей долевой собственности Спиридоновой Г.А. и ФИО1 на земельный участок площадью... кв. м. с кадастровым номером N и жилой дом площадью... кв. м. с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, согласно которым указанный индивидуальный жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет 05 июля 2018 года, год ввода его в эксплуатацию по завершении строительства - 2017.
Из дела видно, что еще до обращения с исковым заявлением в суд сторона ответчика исполнила обязательства по целевому использованию денежных средств на строительство жилого дома, строительство жилого дома завершено в 2017г, жилой дом поставлен на кадастровый учет, при этом 19 июля 2018г. зарегистрировано в ЕГРН право общей собственности на возведенный жилой дом на Спиридонову Г.А. и члена семьи ФИО1.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что Спиридонова Г.А. неоднократно обращалась в АУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Козловского района Чувашской Республики по вопросу кадастрового учета изменений характеристик земельного участка с одновременной государственной регистрацией прав на возведенный жилой дом по адресу: "адрес", о чем свидетельствуют расписки в получении документов 16 августа 2017 года, 28 ноября 2017 года, 19 января 2018 года.
Однако согласно представленным копиям уведомлений Управления Росреестра по Чувашской Республике от 29.08.2017 и от 29.01.2018 государственная регистрация кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:12:090403:36, расположенного по адресу: "адрес", была приостановлена, в связи с отсутствием акта согласования границ смежных земельных участков.
В рассматриваемом случае несоблюдение сроков оформления жилого помещения в общую долевую собственность и предоставления истцу необходимых документов не обусловлено недобросовестностью ответчика, не является существенным нарушением, влекущим за собой безусловный возврат в доход бюджета суммы социальной выплаты, в связи с чем, оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о неправильности изложенного в мотивировочной части решения суда вывода о том, что администрация Козловского района является ненадлежащим истцом и не наделена правом обращения в суд с соответствующими исковыми требованиями к участникам федеральной целевой программы. Вместе с тем, указанный неправильный вывод не повлек принятия незаконного решения, поскольку в рассматриваемом случае материально-правовые основания взыскания с ответчика социальной выплаты на строительство жилого помещения в сельской местности отсутствуют.
В целом правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации Козловского района Чувашской Республики на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 26 сентября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.