Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А, Иванова П.Д,
при секретаре ФИО10,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Чебоксары, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО "Парк Девелопмент", ООО "ПК "Глобал", администрации г. Чебоксары о расторжении договора аренды земельного участка, возложении обязанности запретить установку аттракциона, поступившее по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 октября 2018 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Парк Девелопмент", ООО "ПК Глобал", администрации г. Чебоксары о расторжении договора аренды N79/5559-Л от 25 мая 2017 года на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, с разрешенным видом использования "предпринимательство с целью размещения колеса обозрения высотой не менее 45 метров с закрытыми обогреваемыми кабинами, размещения объектов общественного питания", заключенного между администрацией г. Чебоксары и ООО "Парк Девелопмент" и обязании ООО "Парк Девелопмент" запретить проведение работ по установке аттракциона "Колесо обозрения" на земельном участке с кадастровым номером N".
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А, судебная коллегия,
установила:
Прокуратура Ленинского района г. Чебоксары обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Парк Девелопмент" (далее ООО "Парк Девелопмент"), Обществу с ограниченной ответственностью "ПК Глобал" (далее ООО "ПК Глобал"), администрации г. Чебоксары о расторжении договора аренды земельного участка от 25 мая 2017 года N79/5559-Л, заключенного между администрацией г. Чебоксары и ООО "Парк Девелопмент", о запрете ООО "Парк Девелопмент" проводить работы по установке аттракциона "Колесо обозрения" на земельном участке с кадастровым номером N.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе рассмотрения коллективного обращения жителей дома "адрес" в отношении ООО "Парк Девелопмент" проведена проверка соблюдения им градостроительного и земельного законодательства при строительстве развлекательного аттракциона "Колесо обозрения" на Красной площади г..Чебоксары. В ходе проведенной проверки при установке аттракциона "Колесо обозрения" выявлены нарушения законодательства. Так, установлено, что решением градостроительного совета было одобрено размещение аттракциона "Колесо обозрения" на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, с видом разрешенного использования "предпринимательство". Между администрацией г..Чебоксары и ООО "Парк Девелопмент" 25.05.2017 заключен договор аренды N79/5559-Лна этого земельного участка с целью размещения объектов общественного питания и колеса обозрения, высотой не менее 45 метров, с закрытыми обогреваемыми кабинами. Истец указывает, что при разрешенном виде использования земельного участка -"предпринимательство", который предполагает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, на земельном участке возводится аттракцион. Разрешение на строительство объекта ООО "Парк Девелопмент" не выдавалось, общество за получением разрешения на строительство не обращалось, сертификат соответствия качества возводимого объекта у общества на момент строительства отсутствует. Между тем установка аттракционов на опорные плиты, свободно уложенные на грунт (как в данном случае) возможна только при определенных качествах почвы. При этом малозаглубленные фундаменты разрешается применять только при сооружении объектов пониженного уровня ответственности и малоэтажных зданий, в то время, как устанавливаемый аттракцион имеет степень потенциального риска РВ-1 и подлежит обязательной сертификации.
Кроме того, данный объект расположен в охранной зоне объекта культурного наследия - здания Чувашского академического драматического театра им. Иванова, 1963 года, в которой строительство объектов капитального строительства запрещено.
Судом принято вышеприведенное решение, обжалованное прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары. В своем апелляционном представлении, прокурор ссылается на то, что вид разрешенного использования земельного участка исключает возможность его использования под установку такого аттракциона. По мнению прокурора, использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования предполагает строительство на нем объектов капитального строительства, в то время как разрешения на такое строительство у застройщика не имеется. Он просит отменить решение суда и определение, принятые Ленинским районным судом г. Чебоксары 3 октября 2018 года об отказе в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы. Он также ходатайствует о проведении по делу экспертизы на предмет установления соответствия строительным нормам и правилам проекта, примененных материалов, способа проведения работ, построенного объекта, а также по вопросу отсутствия (наличия) угрозы жизни и здоровью граждан данного объекта с учетом места его размещения вблизи жилого дома и объекта культурного наследия.
Изучив материалы дела, проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав. Прокурора Власову Ю.М, поддержавшую доводы апелляционного представления и ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 25 мая 2017 года между администрацией города Чебоксары и ООО "Парк Девелопмент" заключен договор N79/5559-Л аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2613 кв.м, в том числе площадью "данные изъяты" кв.м. - в охранной зоне электрокабеля, "данные изъяты" кв.м.- в охранной зоне ливневой канализации.
Земельный участок относится к категории земель населенного пункта, имеет вид разрешенного использования "предпринимательство", сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 02 декабря 2016 года.
Оспариваемый договор аренды земельного участка заключен по итогам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 25 апреля 2017, в порядке, предусмотренном п. 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). Аукцион проведен на основании постановления администрации города Чебоксары от 17 марта 2017 г. N692 "О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков", земельный участок предназначался для размещения на нем объектов общественного питания и колеса обозрения, высотой не менее 46 метров, с закрытыми обогреваемыми кабинами.
Согласно контракту от 01 июня 2017 года за N1/17, заключенному между ООО "ПК "Глобал" (исполнитель) и ООО "Парк Девелопмент" (заказчик) ООО "Глобал" обязался изготовить всесезонный аттракцион "Колесо обозрения 46 метров". В соответствии с приложением к контракту аттракцион состоит из: главных опор с техническими лестницами и площадками, наземного каркаса, спиц, связи и приводимых секторов подвижной части, трансмиссии колеса, вокзала колеса с ограждением и входными лестницами, технологических настилов и лестниц для входа и выхода пассажиров, шестиместных остекленных кабин в комплектации, главной оси с центральным электроколлектором, комплекта электрооборудования системы управления, покрытия, пневматического узла.
Из материалов дела, пояснений сторон усматривается, что в августе 2018 года установка аттракциона "Колесо обозрения" на Красной площади города Чебоксары завершена, аттракцион эксплуатируется.
Полагая, что установка аттракциона и использование земельного участка под его установку угрожает безопасности неопределенного круга лиц, прокурор обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на положения ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). По мнению прокурора, использование земельного участка под установку аттракциона не соответствует виду его разрешенного использования, а строительство его в охранной зоне объекта культурного наследия нарушает требования закона к данным охранным зонам.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 22, 40, 41, 39.6 ЗК РФ, ст. 130, 1065 ГК РФ, ст. ст. 1, 4, 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ), положениями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии оснований для расторжении договора аренды и запрета установки аттракциона по заявленным истцом требованиям.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Таким образом, в силу указанной нормы деятельность, которую истец просит запретить, должна быть опасной или создающей опасность причинения вреда в будущем. Сам факт опасности причинения вреда в будущем является единственным основанием для предъявления иска о запрещении создающей такую опасность деятельности. Однако, такая опасность должна быть реальной, то есть предполагать неизбежность наступления вреда в будущем при сохранении характера рассматриваемой деятельности и сопровождающих условий ее осуществления. Такая реальность требует убедительного подтверждения, прежде всего, соответствующими специалистами и экспертами. Бремя доказывания как самой опасности причинения вреда в будущем, так и ее реальности, а также необходимости запрещения опасной деятельности лежит на истце.
Прокурором заявлено требование о запрете на проведение работ по установке аттракциона "Колесо обозрения" со ссылкой на возможность причинения вреда такими работами в будущем неопределенному кругу лиц. Однако, к моменту принятия судом решения, деятельность по установке аттракциона была завершена, он прошел соответствующие испытания и эксплуатировался по назначению. Таким образом, деятельность, о прекращении которой просил прокурор, была завершена, и угроза причинения вреда в будущем работами по установке аттракциона, как таковая, отпала. О прекращении эксплуатации аттракциона прокурор в иске не просил, в то время как суд обязан принять решение лишь по заявленным требованиям (ч. 3 ст. 196 ГК РФ), и может выйти за пределы иска только в предусмотренных федеральным законом случаях, наличие которых судом не было установлено.
Суд первой инстанции подробно исследовал обстоятельства установки спорного сооружения, определилего статус, как объекта имущественных отношений.
Так, суд установил, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.04.2014 N11 разработано Временное положение о порядке регистрации, надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники на территории Чувашской Республики. Данным постановлением на Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики возложено осуществление регистрации аттракционной техники с выдачей свидетельств о регистрации, надзора за техническим состоянием, безопасной эксплуатацией аттракционной техники.
17 августа 2018 года Гостехнадзором Чувашии выдано свидетельство о регистрации аттракционной техники серии ЧР N 00167, согласно которому Колесо обозрения, установленное по адресу: г.Чебоксары, Чувашская Республика, является бесфундаментным, имеет высоту 46 метров.
Собственником аттракциона ООО "Парк Девеломпент" получен сертификат соответствия N ТС RU. МЦ01.А.00009, серии RU N 0715825, сроком действия с 08 августа 2018 года, окончание срока не установлено. Согласно сертификату аттракцион проверен на соответствие действующим техническим регламентам. Продукция является бесфундаментным колесом обозрения 46 метров, модель К 28.000.000.000, изготовлена в соответствии с комплектом конструкторской документации.
Аттракцион соответствует требованиям технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" ТР ЕАЭС 038/2016, что подтверждает протокол лабораторных испытаний N 166/2018 от 03 августа 2018 года испытательной лаборатории ООО "Межрегиональный сертификационный центр".
08 августа 2018 года ООО "Межрегиональный сертификационный центр" утвержден акт N ТО-269-2018 оценки технического состояния аттракциона, согласно которому аттракцион является бесфундаментным колесом обозрения, высотой 46 метров, его техническое состояние соответствует требованиям нормативной, технической и эксплуатационной документации, статические и динамические испытания выдержал.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания выполнены ООО "ИнжГеоГрупп", которым проводилось лабораторное определение классификационных признаков грунта - определение природной влажности, промерзания грунта с учетом близости воды, что отражено в Техническом отчете об инженерно-геологических условиях строительства объекта "Колесо обозрения высота 46 метров на заливе" г.Чебоксары" и учтено при монтаже аттракциона.
Согласно техническому заданию на производство инженерно-геологических изысканий, имеющемуся в техническом отчете об инженерно - геологических условиях строительства объекта "Колесо обозрения высотой 46 метров", колесо обозрения бесфундаментное, смонтировано на аэродромные плиты ПАГ018.
Проанализировав вышеназванные документы о строительстве спорного сооружения, проектную документацию, составленную ООО "МТЗ" на колесо обозрения, заключение акционерной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центр независимой экспертизы" от 30 августа 2018 года, суд, учитывая положения ст. 130 ГК РФ, пришел к правильному выводу о том, что аттракцион "Бесфундаментное колесо обозрения, высотой 46 метров" в г. Чебоксары не является капитальным строением и не относится к объектам недвижимого имущества.
В связи с этим не соответствуют закону доводы истца о нарушении ответчиками требований о необходимости получения разрешения на строительство данного аттракциона и запрет его установки в охранной зоне объекта культурного наследия.
Как правильно указано судом первой инстанции, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства или реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (п. 2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). Угроза причинения вреда, выражающаяся в отсутствии разрешения на строительство, является необоснованным доводом, поскольку у ООО "Парк Девелопмент" отсутствовала необходимость в получении разрешения на строительство в порядке, указанном в ст. 51 ГрК РФ, так как спорный объект не является объектом капитального строительства.
Согласно ч. 3 ст. 4 ГрК РФ, ч. 1 ст. 34.1 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в границах защитных зон объектов культурного наследия, за исключением строительства и реконструкции линейных объектов запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров.
Истцом указано, что спорный земельный участок с кадастровым номером N, на котором велись работы по установке аттракциона, расположен в границах защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Здание Чувашского государственного академического драматического театра им. К.Иванова, 1963 года". Поскольку границы территории объекта культурного наследия не установлены, его охранная зона в силу ч. 4 ст. 34.1 ФЗ N73-ФЗ составляет 200 м. от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек, наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. Расстояние между аттракционом и зданием театра равно 113,4 метра, в связи с чем по мнению прокурора, требование закона к охранной зоне такого объекта нарушено.
Однако, спорный аттракцион не относится к объектам капитального строительства, поэтому требование о запрете его установки в охранной зоне объекта культурного наследия не основано на законе, нарушения требования о соблюдении охранной зоны объекта культурного наследия строительством аттракциона ответчиками не допущено.
Таким образом, возведенный объект на нарушает охранной зоны объекта культурного наследования, на его установку не требовалось разрешения на строительство, он прошел необходимые проверки, его эксплуатация сертифицирована. Иных доказательств, указывающих на возможность причинения вреда его установкой, суду не приведено.
Требования о расторжении договора аренды не мотивированы истцом со ссылкой на какие-либо нормы закона, между тем, основания и порядок изменения и расторжения договора аренды урегулированы гл. 29, ст. ст. 619, 620 ГК РФ. Договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ) или в судебном порядке по требованию одной из сторон на основании п. 2 ст. 450, ст. 451 ГК РФ.
Как верно указал суд первой инстанции, истец не являлся стороной договора и оснований для предъявления требований о расторжении договора, предусмотренных вышеназванными нормами, у него не было, требований о недействительности данной сделки по каким-либо предусмотренным законом основаниям, истец не заявлял.
Суд первой инстанции правильно отметил, что земельный участок с кадастровым номером N предоставлен ООО "Парк Девелопмент" в целях размещения на нем колеса обозрения, высотой не менее 46 м, не являющегося объектом капитального строительства, и использован им именно в этих целях.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "предпринимательство" соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России N 540 от 01.09.2014, в котором под кодом 4 указано "предпринимательство", то есть размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10. Код 4.8 "развлечения" предполагает возможность строительства на земельном участке объектов капитального строительства, предназначенных для размещения: дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов, ипподромов, игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр) и игровых площадок. При таких обстоятельствах, установка на земельном участке с видом разрешенного использования "предпринимательство" аттракциона, не являющегося объектом капитального строительства, не противоречит требованиям закона.
Таким образом, предоставленный обществу земельный участок эксплуатируется в соответствии с видом его разрешенного использования, нарушений условий договора аренды не названо и судом не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вывод суда первой инстанции о том, что исковые требования прокурора Ленинского района г.Чебоксары удовлетворению не подлежат, является правильным.
Как указывалось выше, при подаче иска прокурор ссылался на возможность причинения вреда неопределенному кругу лиц в ходе установки аттракциона, указывая на требования о запрете такой установки, как на способ защиты права, пресекающий действия, создающие угрозу нарушения прав. Однако, аттракцион уже эксплуатируется, работы по установке аттракциона "Колесо обозрения" завершены, в связи с чем требование о запрете проведения работ по его установке не могут предотвратить возможность причинения вреда чьим-либо правам, так как сама установка завершена. Требований о запрете эксплуатации объекта не были заявлены в порядке уточнения иска.
Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно. Представленным доказательствам судом дана правильная, подробная, мотивированная оценка с соблюдением требований процессуального законодательства, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не свидетельствуют о наличии оснований к его отмене (ст. 330 ГПК РФ).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.В.Ярадаев
судьи: П.Д. Иванов
Е.А.Арсланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.