Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П,
судей Александровой А.В. и Алексеевой Г.И,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело N2-2603/2018 по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" о возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, поступившее по апелляционной жалобе ООО "Лидер" на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 сентября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) обратился в суд с иском (с учетом уточнения - л.д.62-65) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" (ООО "Лидер") о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание магазина "СВ Мебель" в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 путем установления кнопки вызова для инвалидов при входе в магазин на высоте 0,85 м; расстояние до ближайших выступов не менее 0,4 м; подъезд к кнопке вызова должен быть свободным; место установки должно свободно просматриваться с окон организации; панель кнопки должна быть стилизована значком "Инвалид".
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Калининского района г. Чебоксары совместно с КРО ЧР ОР Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Нежилое помещение "адрес" принадлежит ООО "Лидер" и используется индивидуальным предпринимателем Александровой Е.А. по договору аренды, как магазин "СВ Мебель". В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Свода правил СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.11.2011 N 605, вход в здание не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
В суде первой инстанции помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики Киркина Н.В. исковые требования поддержала.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25.09.2018 постановлено: "Обязать общество с ограниченной ответственностью "Лидер" создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание магазина "СВ Мебель", расположенного в нежилом помещении "адрес" (кадастровый номер N), в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 путем установления кнопки вызова для инвалидов при входе в магазин на высоте 0,85м; расстояние до ближайших выступов не менее 0,4м.; подъезд к кнопке вызова должен быть свободным; место установки кнопки должно свободно просматриваться с окон организации; панель кнопки должна быть стилизована значком "Инвалид".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лидер" в доход бюджета г.Чебоксары государственную пошлину в размере 300 руб.".
Указанное решение обжаловано ответчиком ООО "Лидер" по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что судом не дана надлежащая оценка изложенным в возражениях доводам стороны ответчика о том, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на организации возложена обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа, в частности, к объектам социальной инфраструктуры, к числу которых нежилое помещение, используемое индивидуальным предпринимателем Александровой Е.А. как магазин "СВ Мебель" для торговли мебелью, не относится. Объектами социальной инфраструктуры являются учреждения культуры, образования, здравоохранения, рекреации и спорта, а не мебельные магазины. В подтверждение чего по ходатайству стороны ответчика к материалам дела был приобщен скрин-шот страницы с официального сайта Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики со ссылкой на государственную подпрограмму "Доступная среда". Выводы суда о том, что магазин является объектом социальной инфраструктуры не подтверждены ссылками на конкретные нормы права. Также истцом не представлено доказательств действительного нарушения прав конкретного инвалида, который не смог попасть в данный магазин. Кроме того, на момент вынесения решения ответчиком не была получена копия уточненного иска. В дополнении к апелляционной жалобе ответчик указывает также на то, что иск предъявлен прокурором Калининского района г.Чебоксары с нарушением поднадзорности, поскольку ООО "Лидер" находится на территории Ленинского района г.Чебоксары, проверка прокурором проведена в отсутствии информации о нарушении закона, без вынесения решения о проведении проверки, о расширении предмета проверки, как того требуют ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
В судебном заседании прокурор Иванова И.Г. просила жалобу оставить без удовлетворения.
Представители ответчика ООО "Лидер", третьего лица КРО ЧРОО Всероссийского общества инвалидов, третье лицо ИП Александрова Е.А, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, не явились. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Установив в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Так, статьей 15 Закона N 181-ФЗ предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Требования по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Чувашской Республике определены в Распоряжении Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2014 N 759-р "О создании инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры", в силу которого к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, относятся и объекты торговли.
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" предусмотрено, что в случае невозможности оборудования пандуса должна быть установлена кнопка вызова, которая располагается на высоте от 0,85 до 1 метра до уровня земли и на расстоянии не менее 0,4 метров от выступающих частей (например, первой ступеньки лестницы).
Как следует из материалов дела, нежилое помещение, общей площадью ".." кв.м, расположенное по адресу: "адрес", является собственностью ООО "Лидер".
Согласно договору аренды помещения от 01.05.2018, данное нежилое помещение используется ИП Александровой Е.А... под магазин "СВ Мебель", которая в силу п. 2.2.3 не имеет права производить перепланировки и переоборудование арендуемого помещения..
Заявляя исковые требования об обязании ответчика обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в магазин "СВ Мебель", прокурор указал на отсутствие кнопки вызова для инвалидов при входе в магазин. Исковые требования были подтверждены актом о проведении прокурорской проверки. Факт необеспечения доступности помещения инвалидам и отсутствие кнопки вызова для инвалидов ответчиком не оспаривалось и не оспаривался. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что ввиду нарушения прокуратурой процедуры проведения проверки, представленный акт не может быть принят судом в качестве доказательства, на правильность установленных судом обстоятельств не влияют. Магазин, в отношении которого заявлен иск, расположен на территории Калининского района г.Чебоксары, в связи с чем прокурор Калининского района вправе был предъявить данный иск.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Свода правил СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.11.2011 N 605, и установив, что здание магазина "СВ Мебель" не оборудовано кнопкой вызова помощи, то есть, минимальные требования по доступности инвалидов в здание не соблюдены, материалы дела не содержат сведений о невозможности установки кнопки вызова помощи на входе в спорное здание, удовлетворил требования истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание магазина не относится к социальным объектам инфраструктуры и мебель не является жизненно важным товаром, в связи с чем требования не подлежат удовлетворению, судебной коллегией отклоняются.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места (п. "а").
Судебная коллегия отмечает, что предусмотренный законодателем перечень объектов социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, носит открытый характер и не может зависеть от того, какая категория граждан совершает покупки в том или ином магазине.
Учитывая, что деятельность по предоставлению услуг по реализации мебели предполагает работу с гражданами, условия для беспрепятственного посещения магазина "СВ Мебель" маломобильными группами населения не созданы, имеются основания для возложения обязанности на ООО "Лидер" установить при входе в здание магазина кнопку вызова помощи.
Приложенная к возражениям распечатка с сайта Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о реализации в Чувашской Республике подпрограммы "Доступная среда" об обеспечении доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, не влечет отмены законного решения суда, поскольку не отменяет обязанности ответчика, как собственника объекта социальной инфраструктуры соблюдать требования федерального законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав конкретного инвалида, судебная коллегия также отклоняет, так как требования прокурора в защиту прав и законных интересов инвалидов предъявлены в соответствии со ст.45 ГПК РФ.
Ссылки на неполучение стороной ответчика копии уточненного искового заявления опровергаются материалами дела. Как следует из указанных материалов уточненное исковое заявление, в котором было заявлено требование: "о возложении на ответчика обязанности по обеспечению доступа в магазин путем установления кнопки вызова для инвалидов при входе в магазин на высоте 0,85 м, расстояние до ближайших выступов не менее 0,4 м, подъезд к кнопке должен быть свободным, место установки кнопки должно свободно просматриваться с окон организации, либо должна быть смонтирована камера с выводом картинки на экран поста охраны, панель кнопки должна быть стилизирована значком "Инвалид" была вручена представителю ответчика в ходе судебного заседания 27.08.2018 (л.д.52). Последующее уточнение иска свелось к исключению из требования указания на необходимость монтажа ответчиком камеры с выводом картинки на экран поста охраны, то есть требования прокурором уменьшены. Судебное извещение о дате и времени судебного заседания с приложенной копией иска было оставлено курьером по адресу "адрес", ООО "Лидер" 20.09.2018 (л.д.67). В силу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
В целом, доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства, судом в решении им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, данные доводы не опровергают и не ставят под сомнение выводы суда и на законность судебного постановления не влияют.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 сентября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Н.П. Лысенин
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.