Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Карлинова С.В,
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н,
при секретаре судебного заседания Никитине П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Сопруновой Татьяны Валерьевны об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, поступившее по апелляционной жалобе Сопруновой Т.В. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 апреля 2018 года(с учетом определения об исправлении описки от 14 июня 2018 года), которым в удовлетворении административного иска Сопруновой Т.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
26 октября 2017 года Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики в отношении Сопруновой Т.В. вынесено предписание N 16/89, содержащее выявленные нарушения пунктов 34, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, при использовании индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире.., в связи с его нахождением в неисправном состоянии, установлен срок для ввода в эксплуатацию совместно с ТСН(жилья) "Комфортный дом" до 5 декабря 2017 года.
Сопрунова Т.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным указанного предписания, указывая, что Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики не принято во внимание, что дом... введен в эксплуатацию в 2008 году, до вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с требованиями которого, впервые установлена обязанность по оснащению помещений на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов. Указанный Федеральный закон не имеет прямого действия в отношении объектов сданных в эксплуатацию до вступления его в законную силу и для его исполнения необходимо соблюдение ряда положений. Положения п.п. 34, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов соответствуют и не могут противоречить указанному Закону. До 29 июля 2017 года требования ст. 13 указанного Закона не распространялись на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. Положения части 8 указанной нормы в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N279-ФЗ дополнены требованием о том, что до 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3-7 настоящей статьи и минимальный объём потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Объем потребления тепловой энергии в кв.... составляет в среднем до 1,3 гигакалории в месяц.
Сам факт установления застройщиком здания в 2008 году индивидуальных приборов учета тепловой энергии не свидетельствует о соответствии критериям наличия технической возможности установки индивидуального прибора учета, установленных Приказом регионального развития России от 29 декабря 2011 года N 627. Требование Сопруновой Т.В. о проведении обследования на предмет определения наличия технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилых помещениях многоквартирного дома проигнорировано. Установленный прибор учета тепловой энергии не отражает реального объема потребленной тепловой энергии, так как внутридомовые инженерные системы были смонтированы без соблюдения требований законодательства, не обеспечивая соблюдение обязательных технических требований. О рассмотрении обращения граждан органом жилищного надзора она не уведомлялась, выезд должностного лица в принадлежащую ей квартиру не осуществлялся, какие-либо документы не запрашивались.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Сопрунова Т.В. иск поддержала, представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Ефимова С.И, представители заинтересованного лица ТСН(жилья) "Комфортный дом" Москвитин С.В. и Иванов В.Л. возражали против удовлетворения иска.
Заинтересованное лицо Сопрунов А.В. в судебном заседании не присутствовал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано административным истцом Сопруновой Т.В. по мотивам незаконности и необоснованности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Сопрунова Т.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Ефимова С.И, представитель заинтересованного лица ТСН(жилья) "Комфортный дом" Москвитин С.В. полагали решение суда законным и обоснованным.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Согласно ст.ст. 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 7 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре" государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в числе прочего, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно пункту 1.1. Положения Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.10.2010 N 32, Госжилинспекция Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, в числе прочего, за соблюдением исполнения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373(пункт 12 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре").
В силу статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов(часть 1).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию(часть 2).
Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену(часть 7).
По смыслу указанных правовых норм, установленные приборы учета энергетических ресурсов, включающие индивидуальные прибора учета тепловой энергии, подлежат эксплуатации с целью учета потребленных энергетических ресурсов, собственники которых обязаны обеспечить своевременную их замену в случае неисправности. Учет наличия технической возможности для их установки в многоквартирном доме предусмотрен лишь в случае ввода в эксплуатацию такого дома с 1 января 2012 года после его капитального ремонта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Сопруновой Т.В. принадлежит на праве общей долевой собственности(... доля в праве) квартира N.., управление многоквартирным домом осуществляет ТСН(жилья) "Комфортный дом". Указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию распоряжением администрации города Чебоксары от 29 декабря 2007 года(с учетом внесенных изменений распоряжением от 16 июля 2008 года N 2509-р). На основании проектной документации до сдачи дома в эксплуатацию все помещения в указанном многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
22 мая 2017 года представителями ТСН(жилья) "Комфортный дом" при участии Сопруновой Т.В. сняты контрольные показания приборов учета, установленных в квартире.., и выявлено, что индивидуальный прибор учета тепловой энергии не работает, о чем составлен акт, с которым собственник указанной квартиры ознакомлена.
10 августа 2017 года ТСН(жилья) "Комфортный дом" Сопруновой Т.В, в связи с не предоставлением сведений о показаниях индивидуального прибора учета тепловой энергии более 6 месяцев, вручено уведомление о необходимости эксплуатировать индивидуальный прибор учёта тепловой энергии, сроки предоставления показаний которого установлены с 21 по 25 число каждого месяца.
28 сентября 2017 года в Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики поступило коллективное обращение собственников помещений многоквартирного дома N... о нарушении собственником квартиры N... п.п. 34, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
26 октября 2017 года Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики вынесено оспариваемое предписание, факт получения которого и невыполнения содержащихся в нем требований, не оспаривается Сопруновой Т.В.
В соответствии с пунктами 34, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, включающая, в числе прочего, обеспечение проведения поверок установленных индивидуальных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, сообщении о всех неисправностях, повреждениях индивидуального прибора учета, их сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Принимая во внимание, что квартира N... многоквартирного дома N... на момент ввода в эксплуатацию здания была оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии, показания которого передавались в обслуживающую организацию для расчета потребленного ресурса до возникновения его неисправности(2013 год), отсутствие доказательств исправности указанного индивидуального прибора учета, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на потребителе лежит обязанность по обеспечению сохранности и содержанию прибора учета в состоянии, обеспечивающем надлежащий учет потребленной тепловой энергии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установленные требования не могут распространяться на правоотношения, возникшие до введения его в действие, основаны неверным толкованием норм материального права.
Положение части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентирует срок оснащения жилых домов приборами учета, отделяя при этом перечень приборов учета, подлежащих установке в многоквартирных домах и к спорным правоотношениям не применим.
Между тем, суд первой инстанции не учел то, что при оценке оспариваемого предписания от 26 октября 2017 года N 16/89 на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, подлежала проверке процедура вынесения оспариваемого предписания, вынесенного органом государственного жилищного надзора, на предмет его соответствия Административному регламенту Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики по исполнению государственной функции "Осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Чувашской Республики, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики государственного контроля(надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг при осуществлении регионального государственного жилищного надзора", утвержденному приказом Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 27.01.2014 N 5-од(далее- Административный регламент), а также правомерность его вынесения в отношении одного из участников долевой собственности.
Согласно пункту 1.7.2 Административного регламента результатом исполнения государственной функции при выявлении нарушений является: выдача акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина; выдача предписания об устранении выявленных административных правонарушений; составление протокола об административном правонарушении либо вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении.
Основанием для начала административной процедуры является проведение проверки. По результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России в 2 экземплярах. В акте проверки указываются: 1) дата, время и место составления акта проверки; 2) наименование Инспекции; 3) дата и номер распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Инспекции; 4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; 5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, гражданина, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, гражданина, присутствовавших при проведении проверки; 6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки; 7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; 8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, их уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку(пункт 3.4.1 Административного регламента).
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину, их уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки(пункт 3.4.3 Административного регламента).
Основанием для принятия мер в отношении фактов нарушений является акт проверки(пункт 3.5.1 Административного регламента).
О допущенных нарушениях органа государственного жилищного надзора при вынесении оспариваемого предписания, заключающихся в том, что выезд должностного лица в квартиру N... дома N... не осуществлялся, информация о рассмотрении в отношении Сопруновой Т.В. обращения граждан не доводилась, необходимая информация не запрашивалась, указывалось административным истцом в исковом заявлении, между тем судом первой инстанции проверка указанных доводов не осуществлена.
В материалы дела доказательства составления должностным лицом органа государственного жилищного надзора акта проверки о выявленных нарушениях, служащего основанием для вынесения оспариваемого предписания, не представлены.
Послуживший основанием для принятия мер в отношении выявленного факта нарушения акт от 22.05.2017, составленный ТСН(жилья) "Комфортный дом", не служит основанием для принятия мер реагирования, в частности, выдачи предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики при вынесении оспариваемого предписания не была соблюдена процедура проведения проверки выполнения Сопруновой Т.В. обязательных требований, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца.
Кроме того, согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, под потребителем понимается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Из имеющихся в материалах дела свидетельств о государственной регистрации права видно, что квартира N... дома N... принадлежит на праве общей долевой собственности Сопруновой Т.В.(... доля в праве), Сопрунову А.В.(... доля в праве),...
В силу пункта 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех его участников.
Издержки по содержанию и сохранению имущества находящегося в долевой собственности, исходя из правил, предусмотренных статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, также подлежат распределению между участниками долевой собственности.
Исходя из указанных норм материального права, должностным лицом органа государственного жилищного надзора вынесенное предписание, обязательное для исполнения в добровольном порядке в установленный срок, в отношении одного из участников долевой собственности, противоречит требованиям Закона, поскольку его исполнение в добровольном порядке влечет несение расходов по содержанию общего имущества.
При таких данных, требование Сопруновой Т.В. подлежало удовлетворению, в связи с чем, в соответствии с ч.2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит отмене как вынесенное при неправильном применении норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Что касается заявленного Сопруновой Т.В. требования о возложении обязанности на Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики отменить уведомление от 07.12.2017 о составлении протокола, то оно не требует отдельного разрешения, поскольку не служит способом устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, не является самостоятельным требованием, а имеет отношение к возбужденному в отношении Сопруновой Т.В. делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Отменить решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 апреля 2018 года(с учетом определения об исправлении описки от 14 июня 2018 года) и принять по делу новое решение.
Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 26 октября 2017 года N 16/89.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: Д.В. Алексеев
И.Н.Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.