Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Орловой И.Н., с участием прокурора Овчинниковой Н.А., при секретаре судебного заседания Яковлеве А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению отдела полиции N 5 УМВД России по г. Чебоксары Чувашской Республики к Чернову С.Н. об установлении административного надзора и административных ограничений, поступившее по апелляционной жалобе Чернова С.Н. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В, пояснения административного ответчика Чернова С.Н, поддержавшего жалобу, заключение прокурора Овчинниковой Н.А. о законности судебного постановления, судебная коллегия,
установила:
отдел полиции N 5 УМВД России по г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением к Чернову С.Н. об установлении административного надзора и административных ограничений. Требования мотивированы тем, что приговором Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 ноября 2010 года Чернов С.Н. осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктами "а", "в" ч. 2 ст. 158, п. "в" ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 69 УК РФ, освобожден из мест лишения свободы 5 июля 2013 года, имеет не снятую и не погашенную судимость за совершение тяжкого преступления. После отбытия наказания административный ответчик привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ 13 сентября 2017 года, по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ 24 января 2018 года, в связи с чем административный истец просил установить в отношении административного ответчика административный надзор на срок до погашения судимости, то есть до 5 июля 2019 года, с установлением административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации 2 раза в месяц.
В судебном заседании представитель административного истца отдела полиции N 5 УМВД России по г. Чебоксары Чувашской Республики Ананьева И.В. заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Административный ответчик Чернов С.Н. в судебном заседании с административным исковым заявлением согласен не был, указал, что он собирается обжаловать постановление о привлечении его к административной ответственности.
Помощник прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики Антонова Т.В. полагала подлежащим удовлетворению административное исковое заявление об установлении в отношении осужденного административного надзора, заявленных ограничений.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 мая 2018 года постановлено:
Административное исковое заявление отдела полиции N 5 УМВД России по г. Чебоксары Чувашской Республики к Чернову С.Н. об установлении административного надзора и административных ограничений удовлетворить частично.
Установить в отношении Чернова С.Н. административный надзор до погашения судимости, то есть до 5 июля 2019 года, исчисляемый со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Установить в отношении Чернова С.Н. административные ограничения:
- обязать являться 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Не согласившись с указанным решением суда, Чернов С.Н. подал на него апелляционную жалобу по мотивам необоснованности и незаконности. Отмечено, что 4 июня 2018 года им подана жалоба на постановление заместителя начальника ОП N 1 УМВД России по г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 января 2018 года, подано заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования, рассмотрение которых назначено в Ленинском районном суде г. Чебоксары на 15.30 часов 9 августа 2018 года. Просил отложить рассмотрение настоящего дела до рассмотрения и вступления в законную силу судебного акта по его жалобе на вышеуказанное постановление заместителя начальника ОП N 1 УМВД России по г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 января 2018 года.
Проверив решение суда, доводы жалобы, возражений помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики на жалобу, изучив материалы дела, выслушав административного ответчика, заключение прокурора, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре, Федеральный закон N 64-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ:
1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В соответствии со ст. 273 КАС РФ, суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Рассматривая заявление Чернова С.Н. об отложении рассмотрения его апелляционной жалобы до принятия и вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики по его же жалобе на постановление заместителя начальника ОП N 1 УМВД России по г. Чебоксары Чувашской Республики по делу об административном правонарушении от 24.01.2018 года, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения. Основания, указанные в обоснование заявления, судебная коллегия признает не подтверждающими уважительные причины для отложения рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверка законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ. Вместе с тем факт привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора. При решении данного вопроса должны учитываться: вся совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо установленные вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания, а также обстоятельства, не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Судебная коллегия при этом также исходит из того, что в соответствии с нормами законодательства вступивший в законную силу судебный акт при наличии предусмотренных на то законом оснований может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что приговором Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 ноября 2010 года Чернов С.Н. осужден совершение преступлений, предусмотренных п. "а", ч. 2 ст. 158, ч. 3 ст. 30 - "а, в", ч. 2 ст. 158, "в", ч. 3 ст. 30 - п. "в" ч. 3 ст. 158 в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 года N 162 -ФЗ, ч. 3 ст. 69 УК РФ.
С учетом кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 5 мая 2011 года и постановления президиума Верховного Суда Чувашской Республики от 15 июня 2012 года, действия Чернова С.Н. переквалифицированы на "а", ч. 2 ст. 158, ч. 3 ст. 30 - "а, в", ч. 2 ст. 158, "в", ч. 3 ст. 30 - п. "в" ч. 3 ст. 158 в редакции ФЗ от 7 марта 2011 года N 26 -ФЗ, ч. 3 ст. 69 УК РФ.
Судом установлено, что Чернов С.Н. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, за нарушения общественного порядка и порядка управления в течение 2018 года привлекался к административной ответственности, а именно: - по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ 13 сентября 2017 года, по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ 24 января 2018 года (л.д. 22-26).
5 июля 2013 года Чернов С.Н. освобожден по отбытию наказания.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 сентября 2017 года Чернов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (л.д. 22-24).
Постановлением заместителя начальника ОП N 1 УМВД России по г. Чебоксары Чувашской Республики по делу об административном правонарушении от 24.01.2018 года, вступившим в законную силу 5 февраля 2018 года, Чернов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (л.д. 26).
Из справки о проверке через ИБД-Регион МВД по Чувашии следует, что Черновым С.Н. также совершались административные правонарушения в области дорожного движения (21.03.2016, 19.05.2017, 27.05.2017, 24.06.2017, 28.06.2017, 21.07.2017, 13.08.2017, 12.08.2017, 12.09.2017, 11.09.2017, 30.10.2017, 3.11.2017, 10.01.2018).
Также следует, что 11 сентября 2017 года им совершено административное правонарушение по. ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 17 октября 2017 года (л.д. 32).
Из характеристики УУП ОП N 5 УМВД России по г. Чебоксары Чувашской Республики следует, что Чернов С.Н. характеризуется по месту жительства с удовлетворительной стороны, в быту ведет себя спокойно, в семье отношения нормальные. Жалоб на него не поступало. Ранее привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка, ранее судимый (л.д. 36).
Поскольку Чернов С.Н. является лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы, имеющим непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, и совершил в течение одного года два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность и против порядка управления, поэтому суд первой инстанции в соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ правильно установиладминистративному ответчику административный надзор.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
С учетом фактических обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного Черновым С.Н. преступления, данных о его личности и поведении в период отбывания наказания установление судом однократной (при испрошенной двукратной) ежемесячной обязательной явки на регистрацию представляется обоснованным.
Избранный судом для Чернова С.Н. вид административного ограничения судебная коллегия находит целесообразным и необходимым, так как указанное административное ограничение направлено на устранение причин и условий, способствующих совершению им преступлений и административных правонарушений, а также на оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях формирования законопослушного поведения.
Относительно доводов апеллянта в пользу отмены установленного ему административного надзора и административного ограничения, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона N 64-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем не могут повлечь изменение или отмену постановленного решения. Выводы суда об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Таким образом, принимая во внимание представленные суду сведения об образе жизни и о поведении Чернова С.Н, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным.
Представленные административным ответчиком незаверенные копии документов, приложенные к апелляционной жалобе, не могут быть приняты в качестве новых доказательств ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований и соответственно не подлежат оценке.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Чернова С.Н. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Судьи: Алексеев Д.В.
Орлова И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.