Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Филимоновой И.В., при секретаре Никитине П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации г.Чебоксары о признании незаконным бездействия, обязании принять меры к соблюдению законодательства об охране окружающей среды, поступившее по апелляционной жалобе административного ответчика - администрации г.Чебоксары на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2018 года, которым постановлено:
признать незаконным бездействие администрации г.Чебоксары в части непринятия мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства от 27.10.2017 и организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа путем сбора и вывоза от неканализованной части городского округа отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий, населенных мест, утв. Главным государственным врачом СССР 05.08.1988 года N4690-88, СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, утв.приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 года N635/11;
обязать администрацию г.Чебоксары в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа путем сбора и вывоза от неканализованной части городского округа отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции в соответствии с СанПин 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N4690-88, СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, утв. приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 N635/11;
обязать администрацию г.Чебоксары об исполнении решения сообщить в суд, Чебоксарскому межрайонному природоохранному прокурору в течение месяца со дня исполнения возложенных обязанностей.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, после уточнения заявив требования о признании незаконным бездействия администрации г.Чебоксары в части непринятия мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства от 27 октября 2017 года, обязании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа путем сбора и вывоза неканализованной части городского округа отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции в соответствии с "СанПинН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года N4690-88, и "СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", утвержденного приказом Министерства регионального развития России от 29 декабря 2011 года N635/11.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории г.Чебоксары выявлено нарушение санитарных и строительных норм, заключающееся в том, что жидкие бытовые отходы сливаются в систему водоотведения через канализационный колодец, расположенный в д.Янашкасы Чебоксарского района, без предусмотренных нормативами сливных станций, что может негативно сказаться на санитарно- эпидемиологической и экологической обстановке в городе, так как в централизованные системы водоотведения могут быть сброшены запрещенные вещества (материалы), угрожающие работоспособности систем водоотведения. 27 октября 2017 года в адрес главы администрации г.Чебоксары вынесено представление, однако реальных мер по устранению нарушений принято не было.
В судебном заседании прокурор поддержала административное исковое заявление по изложенным основаниям.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано администрацией г.Чебоксары. В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, полагая, что суд необоснованно сослался на бездействие, не учитывая тех обстоятельств, что к настоящему времени АО "Водоканал", являющееся гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах города, определило место для размещения сливной станции - в районе КНС-10 по пр.Тракторостроителей, д.106 г.Чебоксары на земельном участке, находящемся в собственности общества, проектные и строительно-монтажные работы планируется выполнить за счет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения. Администрацией г.Чебоксары совместно с АО "Водоканал" утвержден план мероприятий по освоению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на 2018 год, о чем было сообщено в адрес Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры. Тем самым администрация приняла необходимые меры для организации в границах городского округа водоснабжения и водоотведения населения, в пределах полномочий, установленных Российской Федерации, в том числе путем определения гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования г.Чебоксары.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации г.Чебоксары Мясниковой И.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения помощника прокурора Дельмана А.О, просившего оставить решение суда без изменений, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в статье 3 устанавливает обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 ст.10 Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" организация в границах поселения водоотведения относится к вопросам местного значения городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Исходя из публичного характера эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает определенные гарантии нормального функционирования таких систем, обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения (водоотведения), в том числе наделяет органы местного самоуправления поселений, городских округов правомочием определять для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующую организацию и устанавливать зоны ее деятельности (пункт 2 части 1 статьи 6, часть 1 статьи 12 указанного Федерального закона).
Из материалов дела следует, что гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования г. Чебоксары является АО "Водоканал", данная организация также осуществляет прием жидких бытовых отходов в систему водоотведения в соответствии с договорами на прием сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ в систему канализации, заключенными с рядом организаций и индивидуальных предпринимателей.
В документах прокуратуры, Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г.Чебоксары, АО "Водоканал" содержатся сведения о том, что сливные станции как необходимая часть обустройства водоотведения не оборудованы, вследствие этого, как обоснованно указал суд первой инстанции, нарушаются положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обращении с отходами производства и потребления.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что определение органом местного самоуправления гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения само по себе не относится к рассматриваемому вопросу.
Определение будущего нахождения сливной станции и планирование мероприятий для финансирования приобретения и монтажа сливной станции также не могут расцениваться как действия, непосредственно устраняющие нарушение законодательства, на которое указывает прокурор со ссылкой на санитарные и технические особенности обустройства очистных сооружений на канализационной сети.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу административного ответчика - администрации г.Чебоксары на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Карлинов
Судьи: Д.В.Алексеев
И.В.Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.