Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Алексеева Д.В., при секретаре Шипееве А.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Ивановой Татьяны Александровны о признании незаконным решения администрации г. Чебоксары Чувашской Республики об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности рассмотреть заявление, поступившее по апелляционной жалобе представителя Ивановой Т.А. Трофимова Н.Г. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Иванова Т.А, действия через представителя Трофимова Н.Г, обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение администрации г.Чебоксары об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером.., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу:.., выраженного в уведомлении от 27 декабря 2017 года N 468, а также возложить на администрацию г.Чебоксары обязанность рассмотреть ее заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Требования мотивированы тем, что уведомлением от 27 декабря 2017 года N 468 администрация г.Чебоксары отказала административному истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером... по адресу:.., собственником которого она является. Отказ мотивирован тем, что данный земельный участок находится в объединенной санитарно-защитной зоне... где в соответствии с п. 5.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не допускается размещать жилую застройку, включая территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или иных территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Однако, с таким отказом административный истец не согласна, поскольку информация и документы, подтверждающие наличие санитарно-защитной зоны, зарегистрированной в установленном порядке, отсутствуют.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Иванова Т.А. не присутствовала, ее представитель Трофимов Н.Г. требования поддержал.
Представитель административного ответчика администрации г.Чебоксары Гашимов Э.А. требования не признал.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебном заседании не присутствовали. В направленных в адрес суда заявлении и отзыве, соответственно, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, разрешение требований оставили на усмотрение суда.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 мая 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, представитель Ивановой Т.А. Трофимов Н.Г. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
В суде апелляционной инстанции представитель Ивановой Т.А. Трофимов Н.Г. апелляционную жалобу поддержал.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято два вида решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Соответственно, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца. В иных случаях принимается решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Согласно п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", а также в силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка, разрешения на строительство, с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются, в числе прочего, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основания отказа в выдаче разрешения на строительство предусмотрены ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым, в числе прочего, относится: 1) отсутствие документов, предусмотренных ч.ч. 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 2) несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Из дела следует, что Иванова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером... отнесенного к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу:...
Данный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 3 марта 2016 года N 187, расположен в территориальной зоне Ж-1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами".
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Однако, разрешая настоящий спор, суд установил, что уведомлением от 27 декабря 2017 года N468 администрацией г.Чебоксары Ивановой Т.А. отказано в выдаче разрешения на строительство объекта - индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером... по адресу:... ввиду несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка: согласно п.5 "информация об ограничении использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий" градостроительного плана земельного участка от 15 ноября 2017 года N R 21304000-651 определено, что земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных объектов. В соответствии с п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.2.2.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов": в санитарно-защитной зоне не допускается размещать - жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования".
Действительно, предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Кроме того, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В частности, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (п. 1, пп.1 п.2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов соблюдаться санитарные правила (ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно п. 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 (ред. от 25 апреля 2014 года) и применяемого в сфере градостроительства, граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитных зон и их размеров определено требованиями СанПиН, Градостроительного кодекса Российской Федерации и является обязательным.
Так, из имеющегося в материалах дела фрагмента карты Зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 3 марта 2016 года N 187, земельный участок с кадастровым номером... расположен в объединенной санитарно-защитной зоне...
Соответственно, в такой ситуации, когда в судебном заседании установлен факт нахождения спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне коммунально.., вывод районного суда о том, что обжалуемое Ивановой Т.А. решение администрации г.Чебоксары Чувашской Республики об отказе в выдаче разрешения на строительство является правомерным и соответствует действующему законодательству, следует признать правильным.
При этом, само по себе то обстоятельство, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером... в границах какой-либо зоны с особыми условиями использования территории, основанием для удовлетворения заявленных требований, вопреки суждениям стороны административного истца, изложенным как в иске, так и в апелляционной жалобе, являться не может, поскольку в силу изложенных выше норм права использование земельного участка его правообладателем предопределяется не только видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится земельный участок, а также строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными правилами, нормативами.
Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 3 марта 2016 года N 187, содержащие данные о наличии санитарно - защитной зоны, в пределах которой находится земельный участок, принадлежащий административному истцу, являются действующими, не отменены, не признаны не соответствующим законодательству. Проверка их законности в предмет рассмотрения по настоящему делу не входит.
Тем более, что действующим законодательством не запрещено последующее уточнение посредством проекта санитарно-защитной зоны, в том числе и в сторону уменьшения первоначально установленных параметров санитарно-защитной зоны.
Таким образом, в целом доводы апелляционной жалобы сводятся к необходимости переоценки доказательств, из которых исходил суд первой инстанции при постановке своих выводов, которые не основаны на нормах процессуального закона.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя Ивановой Т.А. Трофимова Н.Г. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи Д.В. Алексеев
И.Н. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.