Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Шумилова А.А,
судей Голубева А.В, Орловой И.Н,
при секретаре судебного заседания Яковлеве А.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Ивановой Е.М. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2018 года по административному иску Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Чувашской Республике о признании незаконными действий администрации г. Чебоксары в части необоснованного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, возложении обязанности на администрацию г. Чебоксары не чинить препятствий в проведении митинга, запланированного на 17 июля 2018 года с 17 часов 30 минут до 19 часов 30 минут по адресу г. Чебоксары, сквер В.И. Чапаева - площадка перед памятником В.И. Чапаеву.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился с административным иском к ответчику с вышеуказанными требованиями.
В обоснование иска он указал, что 6 июля 2018 года Региональным отделением политической Партии "Справедливая Россия" направлено уведомление в администрацию г. Чебоксары о проведении публичного мероприятия - митинга 17 июля 2018 года с 17-30 до 19-00 часов, в котором место проведения предлагалось - г. Чебоксары, сквер В.И. Чапаева - площадка перед памятником В.И. Чапаеву.
Письмом от 6 июля 2018 года администрация города Чебоксары предложила изменить место проведения публичного мероприятия на г. Чебоксары, ул. Сосновская, д. 36. В качестве аргументации своей позиции администрация г. Чебоксары ссылалась на то, что именно в тот день и в те же часы в сквере В.И. Чапаева запланировано проведение фестиваля "Литературное варенье".
Такие действия администрации, по мнению административного истца, повлекли нарушение права на проведение публичных мероприятий. Так, предложенное место находится на значительном отдалении от центра г. Чебоксары. Ввиду этого при проведении митинга в предложенном ответчиком месте не будет достигнута цель его проведения. Кроме того, административный истец указал, что администрацией г. Чебоксары, по всей видимости, подтасована дата проведения фестиваля "Литературное варенье" с целью воспрепятствования осуществлению прав административного истца. Также административный истец сослался на то, что на территории сквера В.И. Чапаева возможно проведение обоих мероприятий без ущерба для безопасности граждан.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2018 года Региональному отделению политической партии Справедливая Россия в Чувашской Республике в удовлетворении исковых требований отказано.
Представителем Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Чувашской Республике Ивановой Е.М. на решение суда подана апелляционная жалоба.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя административного истца Иванову Е.М, поддержавшую доводы жалобы, представителя административного ответчика Николаева Д.О, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 6 июля 2018 года Региональным отделением политической Партии "Справедливая Россия" направлено уведомление в администрацию г. Чебоксары о проведении публичного мероприятия - митинга 17 июля 2018 года с 17-30 до 19-00 часов, в котором место проведения предлагалось - г. Чебоксары, сквер В.И. Чапаева - площадка перед памятником В.И. Чапаеву.
Письмом от 6 июля 2018 года администрация города Чебоксары предложила изменить место проведения публичного мероприятия на г. Чебоксары, ул. Сосновская, д. 36. В качестве аргументации своей позиции администрация г. Чебоксары ссылалась на то, что именно в тот день и в те же часы в сквере В.И. Чапаева запланировано проведение фестиваля "Литературное варенье".
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение администрации г. Чебоксары по предложению иного места для организации митинга является законным и обоснованным, прав на свободу выражения мнения во время публичного мероприятия не ограничивает.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
На основании ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней о дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1.1 ст. 8 данного Федерального закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (ч. 1.2 ст. 8).
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (ч. 2.1 ст. 8).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 года (с последующими изменениями) N 598 утвержден перечень единых специально отведенных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, в число которых, наряду со сквером В.И. Чапаева, входит и ул. Сосновская города Чебоксары, дом 36 (центральная площадка, расположенная между детским парком, Свято-Никольским храмом и отделением полиции поселка Сосновка).
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", проведение массового мероприятия (ярмарки, культурно-массового мероприятия и т.д.), не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, может расцениваться как законное основание для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, в случае, если информация о проведении данного массового мероприятия была опубликована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ранее и при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.
Все вышеуказанные требования закона администрацией города Чебоксары соблюдены. Ввиду занятости требуемого административным истцом места проведения митинга культурно-массовым мероприятием, запланированным ранее, и невозможности проведения этих мероприятий в одном месте одновременно, администрация г. Чебоксары предложила административному истцу иное место проведения публичного мероприятия из числа специально отведенных для этих целей мест.
Доводы административного истца о том, что при проведении демонстрации и митинга в предложенном ответчиком месте не будет достигнута цель его проведения, правомерно отвергнуты судом первой инстанции как надуманные, поскольку со стороны административного истца какими-либо доказательствами не подтверждены.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из возможных вариантов действий органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ. При этом заявителю не было отказано в проведении публичного мероприятия, поскольку было предложено иное общественно доступное место для его проведения, специально предусмотренное для этих целей.
В письме от 06.07.2018 до организаторов мероприятия были доведены обстоятельства, не позволяющие провести последнее 17.07.2018 в заявленном месте и предложены альтернативные места, позволяющие в полной мере реализовать свое право на свободу собраний.
Так, из материалов дела видно, что в указанное организатором митинга время, дату и место в сквере Чапаева запланировано иное культурно-массовое мероприятие - фестиваль "Литературное варенье", что исключает возможность проведения митинга по указанному адресу.
То обстоятельство, что данный фестиваль запланирован ранее, чем подано уведомление о проведении митинга административным истцом, подтверждено в ходе рассмотрения дела как соответствующим скрин-шотом с официального сайта администрации г. Чебоксары в сети Интернет, скрин-шотом официального портала органов власти Чувашской Республики, так и письмом и.о. директора МБУК "... г. Чебоксары" от 25.06.2018 в адрес начальника Управления культуры администрации г. Чебоксары и письмом начальника Управления культуры г. Чебоксары от 25.06.2018 N 29/16-1232/1 в адрес отдела по взаимодействию с административными органами и общественными объединениями администрации г. Чебоксары.
Кроме того, для проверки доводов административного истца судебной коллегией при рассмотрении дела в апелляционном порядке запрошен журнал входящей корреспонденции администрации г. Чебоксары, в котором значится согласованной заявка МБУК "... г. Чебоксары" от 25.06.2018 на проведение фестиваля за номером 255/1.
Ссылки представителя административного истца на то все указанные документы были административным ответчиком смоделированы для лишения административного истца возможности провести публичное мероприятие, никакими доказательствами не подтверждены, а основаны лишь на предположении. Между тем применительно к положениям ст. 70 и 84 КАС РФ суд не вправе основывать свои выводы на предположениях, не подтвержденных допустимыми доказательствами.
Учитывая сокращенные сроки рассмотрения дел данной категории (не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия), судебная коллегия исходит из действительности представленных сторонами доказательств, ввиду отсутствия доказательств иного.
При этом судебная коллегия не может признать достаточным доказательством фальсификации документов о проведении фестиваля отсутствие информации о фестивале "Литературное варенье" на сайте МБУК "... г. Чебоксары", на что ссылается административный истец, поскольку эти обстоятельства не свидетельствуют прямо о том, что такой фестиваль не будет проведен. Как уже было отмечено, информация о проведении фестиваля на сайте администрации г. Чебоксары размещена.
Что касается ссылок административного истца на то, что оба мероприятия возможно провести в одном месте и в одно время без ущерба для безопасности граждан, то эти доводы не влекут отмену состоявшегося решения по следующим основаниям.
В обоснование своих доводов административный истец сослался на то, что Законом Чувашской Республики от 30.11.2012 г. N 77 "Об обеспечении реализации прав граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" норма предельной заполняемости специально отведенных мест установлена из расчета не менее одного квадратного метра на одного человека. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 598 от 26 декабря 2012 г. N 598 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест" площадь специально отведенного места - г. Чебоксары, сквер В.И. Чапаева - площадка перед памятником В.И. Чапаеву составляет 3645 кв. метров. Заявленная численность митинга Регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" составляет 1000 человек, фестиваль "Литературное варенье" данных по численности не имеет, из чего следует, что обеспечение безопасности при проведении обоих мероприятий объективно возможно.
Действительно, статьей 6 Закона Чувашской Республики от 30.11.2012 г. N 77 "Об обеспечении реализации прав граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" установлено, что норма предельной заполняемости специально отведенных мест при проведении публичного мероприятия устанавливается из расчета не менее одного квадратного метра на одного человека. Между тем в этой статье ведется речь об однородном публичном мероприятии, связанном единой общественно-политической целью и общностью интересов его участников.
В данном же случае следует исходить из того, что одним мероприятием (публичным) является митинг, созванный с целью привлечения внимания органов государственной власти и местного самоуправления к социально- экономическим вопросам, а другим мероприятием (культурно-массовым) является литературный фестиваль, имеющий совсем иные, просветительские цели. При этом, как видно из материалов дела, на обоих мероприятиях запланировано использование звукоусиливающей аппаратуры, выступления с использованием микрофонов различных лиц. Кроме того, на фестивале планируется декламирование стихов, мастер-классы по изготовлению открыток, закладок, изготовление и дегустация варенья, использование фотозоны.
При таких обстоятельствах, с учетом масштабности мероприятий, их разноплановости, обеспечение безопасности участвующих в них людей объективно невозможно.
Здесь же следует отметить, что, как следует из постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 года (с последующими изменениями) N 598, предложенное для проведения митинга место - ул. Сосновская города Чебоксары, дом 36 (центральная площадка, расположенная между детским парком, Свято-Никольским храмом и отделением полиции поселка Сосновка), хотя и расположено в отдалении от центра г. Чебоксары, имеет большую площадь, нежели сквер В.И.Чапаева (6317 кв.м. против 3645 кв.м.).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые решения административного ответчика совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений соблюден, основания для принятия указанных решений имелись, содержание решений соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - Ивановой Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Шумилов
Судьи А.В. Голубев
И.Н. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.