Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Орловой И.Н., при секретаре Карлиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Илюшкина А.Г. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области, государственному инспектору отдела государственного земельного надзора о признании предписания незаконным, поступившее по апелляционной жалобе административного истца Илюшкина А.Г. на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 9 ноября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Илюшкина А.Г. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике-Чувашии и Ульяновской области, Государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике-Чувашии и Ульяновской области Андреевой Е.А. о признании незаконным и необоснованным предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации N N от 02 июля 2018 года, вынесенного государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Андреевой Е.А. в отношении Илюшкина А.Г, отказать.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Илюшкин А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Андреевой Е.А. от 02 июля 2018 года N N, мотивировав требование тем, что вышеназванным предписанием ему указано устранить в срок до 17 октября 2018 года нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, а именно провести агротехнические (вспашку, культивацию) и другие мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью и вовлечению в оборот на принадлежащих ему земельных участках. Однако осмотр земельных участков был проведён административным ответчиком 02 июля 2018 года с многочисленными нарушениями, часть участков и площадей не осматривались, акт на месте осмотра не составлялся, его объяснения учтены не были. Срок для устранения нарушений с ним не был согласован, он является явно необоснованным, инспектор допустила ошибки при определении площади подлежащих восстановлению участков, без учета различий между восстановленной частью земельных участков и невосстановленной, из-за этого на него фактически возложена обязанность по рекультивации части не принадлежащих ему земельных участков. Кроме того, административным ответчиком не определено и состояние, до которого должно быть произведено восстановление земельных участков.
Указывает также на то, что отнесение земельных участков к пашне с видом разрешенного использования "растениеводство" является необоснованным, поскольку Управление Россельхознадзора ссылается на генеральный план Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района, не уточняя, какой именно тематический генеральный план оно имеет в виду, при том, что генеральные планы не соответствуют действительности. Большая часть земли, отнесенной по генеральному плану к пашне, давно закустарена или залесена, а в правоустанавливающих документах сведений об отнесении земельных участков к указанной категории не имеется. Полагает также, что он не обязан осуществлять мероприятия для восстановления земельных участков, которые не возделывались более 30 лет и были приобретены им уже в таком состоянии. Изначально земельные участки приобретались и восстанавливались для производства кормов и выпаса крупнорогатого скота, существующий вид разрешённого использования не запрещает использовать земельные участки под сенокосы и пастбище. Работы по восстановлению нарушенных земель им приостановлены, так как неясно, какую агротехническую операцию по возделыванию расчищенных земельных участков необходимо выполнять. В земельном законодательстве отсутствует требование вовлекать нарушенные земли в сельскохозяйственный оборот именно в виде пашни.
В судебном заседании представитель административного истца Мальцев Э.Г. административные исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Чувашской Республике и Ульяновской области Игнатьев А.Ф. и государственный инспектор Управления Андреева Е.А. просили отказать в удовлетворении административного иска за необоснованностью, считая, что предписание выдано в соответствии с требованиями законодательства.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней Илюшкин А.Г. просит отменить вышеуказанное решение суда по мотивам, послужившим основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены или изменения.
Установлено, что Илюшкин А.Г. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N1, N2, N3, N4, N5, N6, N7, находящихся на территории "адрес", которые отнесены к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" и имеют вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства".
02 июля 2018 года по результатам контрольной выездной проверки выполнения ранее выданного предписания (от 11 октября 2018 года) государственным инспектором Управления Россельхознадзора выявлено, что Илюшкиным А.Г. частично проведены работы по выкорчевыванию части деревьев и кустарников на вышеназванных участках, однако в остальном предписание не было исполнено. С учетом этого 02 июля 2018 года выдано предписание о проведении агротехнических (вспашка, культивация) и других мероприятий по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью и вовлечению в оборот на части земельных участков N1, N2, N3, N4, N5, N6, N7 Указано на площади этих частей.
Ранее, 11 октября 2017 года, государственным инспектором Управления Россельхознадзора было выдано предписание, в котором указывалось на то, что принадлежащие Илюшкину А.Г. земельные участки с кадастровыми номерами N8, N9, N10, N4, N3, N5, N1, N7, N6, N2 заняты сорной растительностью, в связи с чем ему указывалось устранить выявленные нарушения в срок до 11 июня 2018 года.
При разрешении дела суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вступившим в законную силу постановлением суда от 27 июля 2018 года Илюшкин А.Г. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, заключавшегося в том, что Илюшкин А.Г. не выполнил в необходимом объеме и в установленный срок предписание от 11 октября 2017 года, при этом было установлено, что предписание является законным и обоснованным, выданным в соответствии с действующим законодательством. Поскольку факт невыполнения требований земельного законодательства к содержанию земельных участков установлен 02 июля 2018 года, то обжалуемое предписание, основанное на акте проверки от 02 июля 2018 года, является законным.
При вынесении решения судом правомерно учтены положения ст.ст.13, 42, 71 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие обязанности собственников земельных участков и задачи государственного земельного надзора по охране земель.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что, согласно статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т.д.), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года N369 определены признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ.
Согласно Постановлению, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодьях составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Согласно пункту 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года N1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в частности, требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В соответствии с пунктом 120 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утвержденного приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N591, срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом площади, вида и характера выявленного правонарушения, времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 9 месяцев.
Согласно пункту 124 Административного регламента в случае установления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке:
выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства;
принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 25 или 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы относительно игнорирования различий между восстановленной частью земельных участков от невосстановленной, неправильного определения площади подлежащих восстановлению участков, судебной коллегией отклоняются. В обжалуемом предписании указано на необходимость проведения работ лишь на части земельных участков. Из акта проверки следует, что на остальной части работы проведены.
Указаний на необходимость занятия земель исключительно пашней предписание не содержит. Из содержания предписания следует, что Илюшкину А.Г. указывалось провести работу для удаления сорной и древесно-кустарниковой растительности.
Отсутствуют и какие-либо причины считать, что на Илюшкина А.Г. возлагалась обязанность проведения работ на не принадлежащих ему земельных участках.
Требования вышеуказанных нормативных актов подразумевают состояние, до которого должно быть произведено восстановление земельных участков в случае их запущенности. Ссылка апеллянта на отсутствие в предписании конкретных указаний является несостоятельным. С учетом названных требований не может быть принят во внимание и довод жалобы Илюшкина А.Г. о том, что он не обязан исполнять требования к улучшению и защите земель.
В материалах дела отсутствуют и доказательства использования земельных участков для сенокошения, под пастбище или для других связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также невозможности устранения нарушения земельного законодательства в установленный в предписании срок, а именно до 17 октября 2018 года, по объективным причинам. Считать данный срок неразумным и недостаточным, с учетом указанных в предписании площадей земель причин нет. Следует также отметить, что Илюшкину А.Г. в предписании разъяснялось право обращаться к должностному лицу с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что ранее в отношении Илюшкина А.Г. выносилось аналогичное предписание, и, как правильно отметил суд первой инстанции, по состоянию на июль-месяц 2018 год оно не было в надлежащей мере исполнено, что подтверждено судебным актом. Факт того, что земли частично были заняты сорной и древесно-кустарниковой растительностью по состоянию на время составления предписания, не отрицается и Илюшкиным А.Г.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу и дополнение к ней административного истца Илюшкина А.Г. на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 9 ноября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Карлинов
Судьи: Д.В.Алексеев
И.Н.Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.