Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики к УГИБДД МВД по Чувашской Республике о признании незаконными действий в отказе предоставлении сведений, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе административного истца администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В, пояснения представителя административного истца администрации Ленинского района г. Чебоксары Трифоновой Т.Г, поддержавшей жалобу, представителя административного ответчика МВД по Чувашской Республике Крамского А.А, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
администрация Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратилась в суд с административным исковым заявлением к УГИБДД МВД по Чувашской Республике о признании незаконными действий по отказу в предоставлении сведений о собственниках транспортных средств, их паспортных данных и данных индивидуального номера налогоплательщика. Требования мотивированы тем, что МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике отказало административной комиссии Ленинского района г. Чебоксары в предоставлении сведений о собственниках транспортных средств, что выражено в ответах N 24.3/993 от 19.04.2018, N 24.3/994 от 19.04.2018, N 24.3/995 от 19.04.2018, N 24.3/996 от 19.04.2018, N 24.3/1019 от 21.04.2018, N 24.3/1095 от 03.05.2018. В соответствии со ст. 34 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" N 22 от 23.07.2003 административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 10.5 указанного закона, по которой предусмотрена ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. Все платежи должны отправляться в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (также ГИС ГМП), куда для отправки сведений должны быть указаны паспортные данные и ИНН правонарушителя. Отмечая, что в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ административный ответчик обязан предоставлять административной комиссии сведения, необходимые для разрешения возбужденных ею дел об административных правонарушениях, административный истец просил обязать УГИБДД МВД по Чувашской Республике предоставлять сведения о собственниках транспортных средств, их паспортных данных и данных индивидуального номера налогоплательщика.
Представитель административного истца администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики Карягина О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Пояснила, что согласно п. 52 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" сведения о собственниках ТС предоставляются и другим органам и лицам, в случаях, предусмотренных законодательством. К соответствующим органам можно отнести и административную комиссию при администрации районов, которые в силу Федерального Закона N 55 осуществляют государственные полномочия по рассмотрению административных дел в соответствии с законодательством РФ.
Представитель административного ответчика МВД по Чувашской Республике Крамской А.А. в судебном заседании административный иск не признал. Отметил, что требуемая административным истцом информация может предоставляться только в рамках возбужденного административного дела. У административного истца базы данных не имеется, возбудить административное дело они не могут, соответственно оснований для истребования сведений в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ у административного истца не имеется.
Представитель административного ответчика МВД по Чувашской Республике Соколов Д.Е. в судебном заседании также просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Указал, что на момент направления администрацией определений об истребовании сведений в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ, у нее не находились в производстве дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.5 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", так как они выявляются в автоматическом режиме и выносятся только постановления. Вне рамок производства по делам об административных правонарушениях на основании определения не предусмотрено законом предоставления сведений, в том числе и административной комиссии администрации городов и районов.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 июля 2018 года постановлено:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики к УГИБДД МВД по Чувашской Республике о возложении обязанности предоставлять сведения о собственниках (владельцах) транспортных средств, их паспортные данные и данные индивидуального номера налогоплательщика.
Не согласившись с указанным решением суда, административный истец администрация Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики подала на него жалобу по мотивам незаконности и необоснованности, нарушения и неправильного применения норм материального права. Указано, что буквальное толкование ст. 26.10 КоАП РФ не конкретизирует, находится ли в производстве возбужденное дело, либо производство на стадии сбора доказательств. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений препятствует реализации установленных законом Чувашской Республики мер административной ответственности, установление которых отнесено к ведению субъекта РФ в порядке п. 5 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ в рамках реализации переданных полномочий. Просят решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив решение и доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации, п. 10 ст. 3, ст. 7 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных", ч. 6 ст. 5, п. 19 ч. 1 ст. 12, ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ст. 26.10 КоАП РФ, положениями КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом указано, что отсутствие в производстве административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары административного материала не позволяет получать сведения о персональных данных владельцах ТС на основании определения об истребовании дополнительных материалов в соответствии ст. 26.10 КоАП РФ.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Согласно ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Подпунктом "а" пункта 52 Правил предусмотрено, что сведения о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах, собственниках и владельцах транспортных средств, а также документы (копии документов), послужившие основанием для совершения регистрационных действий, на основании письменного запроса выдаются судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов или актов других органов, а также налоговым, таможенным и другим органам и лицам в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Создание, обеспечение функционирования и ведение в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возлагается на Госавтоинспекцию, что также следует из п. "х" п. 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711.
Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение (ст. 26.10 КоАП РФ).
Из ч. 2 ст. 34 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" следует, что административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9, 10.1, 10.2, 10.3, 10.4, 10.5. 10.6, 10.7, частью 1 статьи 15. статьями 17, 18, 20.1, 21.1, 24.1, а также статьями 30, 31 настоящего Закона
В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносится постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, которое оформляется в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 10.5 указанного Закона Чувашской Республики предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных администрацией Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики требований.
Доводы жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку в соответствии с положениями ст. 26.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, только после возбуждения производства по делу вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения данного дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 июля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Судьи: Алексеев Д.В.
Орлова И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.