Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Орловой И.Н., судей Смирновой Е.Д., Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Кочеткова Анатолия Алексеевича о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии по приостановлению регистрации незаконными и возложении обязанности произвести регистрацию, поступившее по апелляционной жалобе Кочеткова А.А. на решение Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 26 июля 2018 года,
установила:
Кочетков А.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии (далее Управление Росреестра по Чувашской Республике) по приостановлению регистрации учета изменений земельного участка незаконными и возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать его право собственности на земельный участок по уточненным границам.
Заявленные требования мотивированы тем, что в уведомлении от 13 апреля 2018 года об отказе в снятии приостановления учета изменений земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., указано, что собственником гаражного бокса он является с 1 ноября 2015 года. Однако органом регистрации прав не учтено, что гаражный бокс находился в его пользовании еще до момента регистрации права собственности 1 ноября 2005 года. Визуальное расположение и размеры бокса указаны в техническом паспорте. Несмотря на то, что акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительства в ГСК "... " подписан 24 августа 2004 года, фактически строительство закончилось в 1987 году. Именно с этого времени члены кооператива стали пользоваться гаражными боксами. Межевание земельного участка, находящегося под гаражным боксом, согласовано с администрацией г.Чебоксары, его площадь составляет 107,2 кв.м. Кроме того, в данном уведомлении не указан срок его обжалования.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Кочетков А.А. требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Чувашской Республике Кудашкина Е.А. требования не признала.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 июля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, Кочетков А.А. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене.
В суде апелляционной инстанции Кочетков А.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления Росреестра по Чувашской Республике Кудашкина Е.А. полагала решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пп.3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать на основании судебного решения.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 того же Закона).
Согласно ч. 2 и ч. 4 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка.
Кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 6 ч. 5 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Из дела следует, что 28 марта 2018 года Кочетков А.А. обратился в Управление Росреестра по Чувашской Республике с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., границы которого в установленном законом порядке не установлены.
Уведомлением от 2 апреля 2018 года N Ф/18-2279 государственный кадастровый учет изменений приостановлен с 30 марта 2018 года на основании с п.32 ч.1 ст.26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Уведомлением от 13 апреля 2018 года Кочеткову А.А. отказано в снятии приостановления учета изменений в связи с тем, что представленные им документы не устраняют причин приостановления, указанных в уведомлении NФ/18-2279 от 2 апреля 2018 года.
В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно представленному Кочетковым А.А. в орган регистрации прав межевому плану от 27 марта 2018 года, уточняемая площадь земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., составляет... кв. м.
В силу требований ч. 10 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 42.8 Федерального закона 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Однако, разрешая настоящий публично-правовой спор, районный суд установил, что вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от.., в числе прочего, признано право собственности за Кочетковым А.А. на земельный участок площадью... кв.м. с кадастровым номером.., относящегося к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - для хранения личного автотранспорта, расположенного в ГСК "... ", и данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Следовательно, в такой ситуации доводы Кочеткова А.А. о существовании указанного земельного участка на протяжении пятнадцати и более лет в границах площадью не... кв.м, а... кв.м, изложенные как в административном иске, так и в апелляционной жалобе, обоснованно расценены районным судом как несостоятельные, поскольку фактически эти доводы сводятся к оспариванию вышеуказанного вступившего в законную силу решения суда, которым уже разрешен вопрос о его правах на объект недвижимого имущества (земельный участок), и в частности, об объеме таких прав.
Сам по себе факт регистрации прав на объект недвижимости - гаражный бокс N.., находящийся на указанном земельном участке, правового значения при разрешении настоящего публично-правового спора значения не имеет.
Таким образом, поскольку в представленных Кочетковым А.А. в регистрирующий орган документах сведения, позволяющие осуществить кадастровый учет изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., отсутствуют, следует признать, что оспариваемые им решения о приостановлении кадастрового учета изменений и об отказе в снятии приостановления кадастрового учета изменений, совершены Управлением Росреестра по Чувашской Республике в соответствии с законом и в пределах полномочий регистрирующего органа, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
По смыслу же ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконным действия (бездействия) государственных органов, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административных истцов.
Соответственно, поскольку судом не было установлено вины административного ответчика, незаконности в его действиях или незаконного бездействия, нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административного истца, то оснований для удовлетворения заявленного им административного иска у районного суда не имелось.
Что касается иных доводов апелляционной жалобы, то в целом они повторяют основания заявленного требования и позицию административного истца, выраженную в ходе рассмотрения дела, которые с учетом совокупности исследованных по делу доказательств, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Кочеткова А.А. на решение Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 26 июля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Орлова
Судьи Е.Д.Смирнова
Д.В. Алексеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.