Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д.,
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н,
при секретаре судебного заседания Шипееве А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашкой Республики административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6" УФСИН по Чувашской Республике об установлении административного надзора в отношении Ахмадуллина Ф.Ж,
поступившее по апелляционной жалобе Ахмадуллина Ф.Ж. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 августа 2018 года, которым в отношении Ахмадуллина Ф.Ж. установлен административный надзор сроком на 3 (три) года с установлением в отношении него административных ограничений в виде обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в местах розлива спиртных напитков.
Срок административного надзора, установленного в отношении Ахмадуллина Ф.Ж, постановлено исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснено, что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19. 24 КоАП РФ.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор, при освобождении из мест лишения свободы к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Залушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН по Чувашской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора на срок 3 года в отношении Ахмадуллина Ф.Ж, освобождаемого из мест лишения свободы 31 декабря 2018 года, и установлении в отношении него административных ограничений в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывания в местах розлива спиртных напитков.
В обоснование в иске указано, что Ахмадуллин Ф.Ж. осужден приговором Вахитовского районного суда г. Казань Республики Татарстан от 01 февраля 2017 года по ч. 2 ст. 159 УК РФ к 2 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Верховного Суда Республики Татарстан от 04 апреля 2017 года срок наказания снижен до 1 года 11 месяцев.
Приведены сведения, характеризующие Ахмадуллина Ф.Ж.: за время отбывания наказания в ФКУ ИК-6 с 13 мая 2017 года допустил 22 нарушения установленного порядка отбывания наказания, не имея при этом поощрений; постановлением начальника исправительного учреждения от 23 июня 2017 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и 29 июня 2017 года переведен в строгие условия отбывания наказания.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ "ИК N 6" УФСИН по Чувашской Республике Турханов С.Н. требования поддержал по приведенным в иске основаниям.
Административный ответчик Ахмадуллин Ф.Ж. в судебном заседании участия не принимал.
Прокурор Баранова Т.Ю. административный иск полагала подлежащим удовлетворению.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано Ахмадуллиным Ф.Ж. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А, проверив решение в соответствии со ст. 308 КАС РФ и обсудив доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрев дело по административному исковому заявлению исправительного учреждения об установлении административного надзора в отношении Ахмадуллина Ф.Ж, суд первой инстанции разрешилего в соответствии с положениями Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ).
Как видно из дела, на момент вынесения судом первой инстанции решения Ахмадуллин Ф.Ж. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Вахитовского районного суда г. Казань Республики Татарстан от 01 февраля 2017 года за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ.
Судом при постановлении приговора отягчающим обстоятельством признано наличие в действиях подсудимого в соответствии с положениями ч. 1 ст. 18 УК РФ рецидива преступлений.
В период отбывания наказания в местах лишения свободы постановлением начальника исправительного учреждения от 23 июня 2017 года Ахмадуллин Ф.Ж. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений.
Пункт 1 ч. 3 ст. 3 Закона предусматривает, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, административный надзор в отношении Ахмадуллина Ф.Ж. устанавливается в обязательном порядке в силу положений ч. 1, ч. 3 ст. 3 Закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ.
Правильно определен районным судом и срок административного надзора в отношении Ахмадуллина Ф.Ж.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с п. "в" ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Поскольку Ахмадуллин Ф.Ж. осужден за совершение преступления небольшой тяжести, согласно п. "в" ч. 3 ст. 86 УК РФ, его судимость погашается по истечении трех лет после отбытия им наказания.
Установив в отношении Ахмадуллина Ф.Ж. административный надзор, суд первой инстанции определилдля поднадзорного лица административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц для регистрации и запрета пребывания в местах розлива спиртных напитков.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
Действительно, факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.
При решении данного вопроса должны учитываться: вся совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо установленные вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания, а также обстоятельства, не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях (п. 15 постановления Пленума).
Из материалов дела следует, что в период отбывания наказания в местах лишения свободы ФКУ "ИК N 6" УФСИН России по Чувашской Республике Ахмадуллин Ф.Ж. допустил 20 нарушений установленного порядка отбывания наказания после признания его злостным нарушителем, что свидетельствует о том, что на меры воспитательного и дисциплинарного воздействия он должным образом не реагирует, выводов не делает, систематически нарушает требования установленного порядка отбывания наказания.
29 июня 2017 года Ахмадуллин Ф.Ж. переведен в строгие условия отбывания наказания.
Судебная коллегия также учитывает, что в период отбывания наказания он поощрений не имел.
Администрацией исправительной колонии Ахмадуллин Ф.Ж. характеризуется отрицательно, как дерзкий, агрессивный, неуживчивый в коллективе осужденных, провоцирующий конфликтные ситуации в отряде, не способный противостоять чужому влиянию, открыто демонстрирующий несогласие с принятыми правилами и формами надлежащего поведения осужденных в исправительных учреждениях, грубый и вызывающий в поведении с представителями администрации учреждения, не соблюдающий санитарно-гигиенические требования.
В апелляционной жалобе приводятся доводы, которые сводятся к тому, что Ахмадуллин Ф.Ж. не согласен с характеризующими данными, представленными учреждением исправительной колонии, а также установленным сроком назначения административного надзора.
Довод жалобы относительно срока административного надзора не может быть принят во внимание, поскольку закон для указанной категории лиц устанавливает конкретный срок административного надзора, определенный сроком погашения судимости, и не предполагает его изменение судом в зависимости от личности поднадзорного или каких-либо иных обстоятельств.
Что касается несогласия Ахмадуллина Ф.Ж. с представленной администрацией исправительного учреждения характеристикой, оно не является основанием для отмены правильного по существу решения суда.
При установлении административных ограничений судом первой инстанции было учтено совершение Ахмадуллиным Ф.Ж. преступления в состоянии алкогольного опьянения.
В жалобе административный ответчик утверждает о несоответствии данного вывода суда обстоятельствам дела, т.к. при постановлении в отношении него приговора такое обстоятельство установлено не было.
Вместе с тем, данный довод жалобы несостоятелен, т.к. из содержания приговора суда следует, что совершению преступления предшествовало совместное распитие Ахмадуллина Ф.Ж. спиртных напитков с потерпевшим.
Учитывая совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характер допущенных нарушений, последующее его поведение после признания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, которые судом первой инстанции были оценены в полной мере, судебная коллегия приходит к выводу, что административный надзор в отношении Ахмадуллина Ф.Ж. установлен обоснованно.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, согласуется с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Ахмадуллина Ф.Ж. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 августа 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Д.В. Алексеев
И.Н. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.