Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Ярадаева А.В,
судей Иванова П.Д, Филимоновой И.В,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Атласовой Л.Н. к администрации г.Чебоксары, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка
поступившее по апелляционной жалобе представителя Атласовой Л.Н. - Кудрявцева Е.О. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 27 июня 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В, объяснения представителя Атласовой Л.Н. - Кудрявцева Е.О, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя администрации г.Чебоксары - Шернюкова Д.Н, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Атласова Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Чебоксары, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Административное исковое заявление обосновано неправомерным отказом в предварительном согласовании предоставления без торгов в аренду находящегося в государственной собственности и относящегося к землям населенных пунктов земельного участка площадью... кв.м с кадастровым номером.., имеющего вид разрешенного использования "под временное огородничество без права посадки многолетних насаждений и возведения строений", местоположение: примерно в 10 метрах от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г.Чебоксары, ул..., д..., выраженным в письме Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 20 февраля 2018 года N А-1561.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 27 июня 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Атласовой Л.Н. - Кудрявцев Е.О. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Административный истец Атласова Л.Н, представитель административного ответчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары, представители заинтересованных лиц - муниципального бюджетного учреждения "Управление территориального планирования" г.Чебоксары, муниципального казенного учреждения "Земельное управление" г.Чебоксары в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
В соответствии с положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы административного дела, рассмотрев апелляционную жалобу по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствовался положениями статей 25,39.1,39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1,37,57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 3 марта 2016 года N187, разъяснениями, изложенными в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного 16 февраля 2017 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и исходил из того, что Атласова Л.Н. не имела оснований просить о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а администрация г.Чебоксары не была полномочна по ее обращению принимать решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Кроме того, суд указал на то, что администрацией г.Чебоксары правомерно было отказано Атласовой Л.Н. также и в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Судебная коллегия полагает, что в удовлетворении административного искового заявления судом отказано правильно.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (пункт 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов названы в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов с соблюдением процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка осуществляется в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка указаны в пунктах 1,2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка приведены в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из административного дела следует, что в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись об учтенном 25 августа 2004 года и относящемся к находящимся в государственной собственности землям населенных пунктов земельном участке площадью... кв.м с кадастровым номером.., имеющем вид разрешенного использования - "под временное огородничество без права посадки многолетних насаждений и возведения строений", местоположение: примерно в 10 метрах от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г.Чебоксары, ул..., д.... (далее также - земельный участок).
Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельный участок расположен в подзоне застройки жилыми домами смешанной этажности со сложившейся застройкой индивидуальными жилыми домами (Ж-5.1) и входит в границы земельного участка, предусмотренного для строительства школы на 360 мест (позиция 27) согласно постановлению администрации г.Чебоксары от 14 ноября 2014 года N 3 865 об утверждении проекта планировки территории микрорайона "Богданка-1".
12 февраля 2018 года Атласова Л.Н. обратилась в администрацию г.Чебоксары с заявлением о предварительном согласовании предоставления без торгов земельного участка в аренду для ведения подсобного хозяйства/огородничества и предоставлении также градостроительного плана земельного участка, ссылаясь на расторжение договора аренды земельного участка, который ранее был заключен с ней администрацией г.Чебоксары.
Рассмотрев по поручению администрации г.Чебоксары заявление Атласовой Л.Н, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары письмом от 20 февраля 2018 года N А-1561 разъяснило Атласовой Л.Н. предусмотренный земельным законодательством порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, положения градостроительного законодательства о порядке выдачи градостроительного плана земельного участка и сообщило о невозможности удовлетворить ее просьбу со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок, находящийся в подзоне застройки жилыми домами смешанной этажности со сложившейся застройкой индивидуальными жилыми домами (Ж-5.1), входит в границы земельного участка, предусмотренного для строительства школы на 360 мест (позиция 27) согласно постановлению администрации г.Чебоксары от 14 ноября 2011 года N 3865 об утверждении проекта планировки территории микрорайона "Богданка-1" г.Чебоксары.
Таким образом, Атласова Л.Н. обратилась в администрацию г.Чебоксары с заявлением о предварительном согласовании предоставления уже сформированного ранее земельного участка, что не предусмотрено законом.
Само заявление Атласовой Л.Н. не соответствовало также и требованиям статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в нем, в частности, не было указано какое-либо из предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации оснований предоставления земельного участка без проведения торгов, а к заявлению не были приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При таких обстоятельствах администрация г.Чебоксары не имела оснований принимать по заявлению Атласовой Л.Н. решение о согласовании либо об отказе в согласовании предоставления земельного участка в порядке, регламентированном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление Атласовой Л.Н. было рассмотрено органами местного самоуправления, и на него был дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 2мая2006года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Право Атласовой Л.Н. на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, закрепленное в пункте 3 статьи 5 Федерального закона от 2мая2006года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", органами местного самоуправления не нарушено.
С учетом изложенного правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к несогласию с выводами суда, не указывают на наличие предусмотренных частями 2,3,4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм процессуального права, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены решения суда, из дела не усматривается.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу представителя Атласовой Л.Н. - Кудрявцева Е.О. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 27 июня 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.