Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Ярадаева А.В,
судей Арслановой Е.А, Иванова П.Д,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Никитина Н.И. к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, главе администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, возложении на администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанности предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части минимальных отступов от границы земельного участка
по апелляционной жалобе Никитина Н.И. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 2 августа 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В, судебная коллегия
установила:
Никитин Н.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, главе администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 10 мая 2018 года N48 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, возложении на администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республике обязанности предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступа от границ соседнего (смежного) земельного участка с 1 до 0 м.
Заявленные требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Конфигурация земельного участка с кадастровым номером.., расположенного под принадлежащим Никитину Н.И. зданием автостанции с кадастровым номером.., расположенным по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Моргауши, ул..., д.... не позволяет эффективно эксплуатировать указанный объект недвижимости.
19 апреля 2018 года Никитин Н.И. обратился к главе администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и в комиссию по архитектурно-градостроительным и земельным вопросам Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ему разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул..., д....
К заявлению Никитиным Н.И. были приложены схема расположения земельного участка и эскизный (рабочий) проект реконструкции объекта капитального строительства.
Представление каких-либо иных документов вместе с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства не предусмотрено.
Несмотря на то, что большинство участников проведенных публичных слушаний высказались за предоставление испрашиваемого разрешения, постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 28 мая 2018 года N48 в его предоставлении отказано.
Отказ Никитину Н.И. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства ничем не мотивирован, нарушает его права.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 2 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Никитин Н.И. просит отменить решение суда, которое считает незаконным и необоснованным.
Административный истец Никитин Н.И, административный ответчик - глава администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, представители административных ответчиков - администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
В соответствии с положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы административного дела, рассмотрев апелляционную жалобу по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты.
Под градостроительными регламентами понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства и др. (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, могут включать в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка.
Частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено частью 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 названного Кодекса, с учетом положений статьи 39 этого же Кодекса.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 указанной статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся также и в статье 24 Правил землепользования и застройки Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собранием депутатов Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 22 марта 2017 года N С-16/1.
Кроме того, частью 3 статьи 24 Правил землепользования и застройки Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики установлено, что заявление может содержать материалы, обосновывающие требования о предоставлении указанного разрешения. Обосновывающие материалы предоставляются в виде эскизного проекта строительства, реконструкции объекта капитального строительства, который предлагается реализовать в случае предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Могут предоставляться иные материалы, обосновывающие целесообразность, возможность и допустимость реализации соответствующих предложений.
Постановлением главы Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 14 ноября 2016 года N 184 утвержден административный регламент Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" (далее также - Административный регламент).
Пунктом 2.6 Административного регламента предусмотрено, что к заявлению о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства прилагаются, в частности, обосновывающие материалы в виде эскиза планируемого к проектированию объекта (этажность, общая площадь, площадь застройки, существующие и планируемые места стоянки автомобилей и т.д.).
Из дела следует и судом установлено, что 20 апреля 2018 года Никитин Н.И. обратился к главе Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением от 19 апреля 2018 года о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства - нежилого помещения с кадастровым номером... на земельном участке с кадастровым номером.., указав, что территорию земельного участка проходит водопроводная сеть и часть тротуара.
К заявлению Никитиным Н.И. была приложена схема расположения земельного участка с существующей водопроводной сетью.
28 апреля 2018 года по просьбе специалиста Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Никитиным Н.И. через дочь ФИО1 в администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики были представлены схема реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером... и эскиз проекта.
17 мая 2018 года на основании обращения Никитина Н.И. в здании МБУК "Централизованная библиотечная система Моргаушского района Чувашской Республики" были проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, на которых большинство присутствовавших граждан проголосовало за предоставление испрашиваемого разрешения.
Как видно из вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка N1 Моргаушского района Чувашской Республики от 10 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Никитина Н.И, 17 мая 2018 года около 15 часов 50 минут в здании МБУК "Централизованная библиотечная система Моргаушского района Чувашской Республики" Никитин Н.И. во время проведения публичного слушания вопреки порядку, установленному Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Градостроительным кодексом Российской Федерации, административным регламентом администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства", утвержденным постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 14 ноября 2016 года N 184, самовольно забрал схему реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером...
Согласно объяснениям Никитина Н.И, он забрал указанную схему, поскольку она представляла собой никем не утвержденный и ни с кем не согласованный рабочий черновой чертеж, и на публичных слушаниях она не требовалась.
22 мая 2018 года по результатам публичных слушаний комиссией по подготовке правил землепользования и застройки администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики подготовлены заключение о признании состоявшимися публичных слушаний и рекомендация об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул..., д..., в территориальной зоне Т-1 (зона транспортной инфраструктуры), в части сокращения минимального отступа от границы земельного участка с 1 м до 0 м с южной, восточной и северной сторон.
Постановлением главы Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 28 мая 2018 года N 48 отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул..., д.., в территориальной зоне Т-1 (зона транспортной инфраструктуры), в части сокращения минимального отступа от границы земельного участка с 1 м до 0 м с южной, восточной и северной сторон.
Разрешая дело, суд руководствовался положениями статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Правил землепользования и застройки Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 22 марта 2017 года NС-16/1, пунктов 2.6, 2.7, 3.1.3 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства", утвержденного постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 14 ноября 2016 года N 184, и исходил из того, что выраженный в оспариваемом решении отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является законным и обоснованным, учитывая, что поданное Никитиным Н.И. заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не соответствовало требованиям административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства", утвержденного постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 14 ноября 2016 года N 184, и что Никитин Н.И. в ходе публичных слушаний самовольно забрал представленную им в администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики через дочь ФИО1 схему реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером.., а иные обосновывающие материалы к заявлению о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства им не прилагались.
При этом суд отклонил довод Никитина Н.И. о том, что глава Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики не должен был назначать публичные слушания в отсутствие обосновывающих документов, так как до проведения публичных слушаний в качестве обосновывающего документа рассматривалась схема, изъятая им во время публичных слушаний.
Судебная коллегия полагает, что отказ суда в удовлетворении административного искового заявления является правильным.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При этом в силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Поскольку Никитин Н.И. обратился к главе администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, которое не соответствовало указанным выше требованиям Административного регламента, и совершил затем самоуправные действия по изъятию представленного ранее в администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики документа, обосновывающего данное заявление, оспариваемое им решение, принятое главой администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в установленном законом порядке на основании соответствующих рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, нельзя считать нарушающим его права и законные интересы.
Публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О).
При принятии решений в области градостроительной деятельности результаты публичных слушаний для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться в доводами апелляционной жалобы о том, что администрация Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики не имела правовых оснований для отказа Никитину Н.И. в удовлетворении заявления о предоставлении ему разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, мотивированные тем, что заявитель представил все необходимые для этого документы, и что большинство граждан на публичных слушаниях высказалось за предоставление ему испрашиваемого разрешения.
Отказ в предоставлении испрашиваемого разрешения не препятствует Никитину Н.И. повторно обратиться с заявлением о его предоставлении в установленном законом порядке.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться безусловным основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке, из дела не усматривается.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу Никитина Н.И. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 2 августа 2018 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.