Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию г.Чебоксары обязанности по строительству и обустройству искусственного освещения, поступившее по апелляционной жалобе администрации г.Чебоксары на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 23 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о возложении на администрацию г.Чебоксары обязанности по строительству и обустройству искусственного освещения вдоль проезжей части по ул.Пролетарская г.Чебоксары со стороны домов NN3а и 5 в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Калининского района г.Чебоксары по обращению жильцов проведена проверка многоквартирного дома по ул.Пролетарская г.Чебоксары по вопросу отсутствия уличного освещения вдоль проезжей части по ул.Пролетарская г.Чебоксары от дома N3 до дома N9, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона уличное освещение со стороны домов NN3а и 5 отсутствует. Полномочия по обустройству уличного освещения, строительству линий искусственного освещения на указанном участке улично-дорожной сети администрацией г.Чебоксары до настоящего времени никому не передавались.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Васильева Е.В. требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель администрации г.Чебоксары в судебном заседании не присутствовал.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 23 июля 2018 года административный иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, администрация г.Чебоксары подала апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом, не явились. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии действий или бездействия административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из дела следует и судом установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлено отсутствие искусственного освещения вдоль проезжей части по ул.Пролетарская г.Чебоксары со стороны домов NN3а и 5, и данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.
Также и п.25 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики установлено, что к вопросам местного значения относится, в том числе организация благоустройства территории г.Чебоксары (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями они вправе самостоятельно определять порядок их исполнения через свои структурные подразделения или подведомственные им учреждения.
Согласно ст.41 Устава муниципального образования г.Чебоксары - столицы Чувашской Республики администрация г.Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным указанным уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.1.5 Положения об исполнительно-распорядительном органе г.Чебоксары - администрации г.Чебоксары администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Чувашской Республики и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также расчетные и текущие счета в банках и других кредитных учреждениях.
Согласно п.2.1 Положения об исполнительно-распорядительном органе г. Чебоксары - администрации г.Чебоксары одной из основных задач администрации является обеспечение реализации полномочий по решению вопросов местного значения.
В целях реализации возложенных на нее задач в области архитектуры и градостроительной деятельности администрация, в частности, выполняет функцию организации благоустройства территории муниципального образования г.Чебоксары (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (пп. 3.1, 3.1.7 Положения об исполнительно-распорядительном органе г. Чебоксары - администрации г. Чебоксары).
Пунктом 5.2.3.10 Правил благоустройства территории г.Чебоксары прямо предусмотрено, что строительство, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляют специализированые организации по договорам с администрацией города.
При таких обстоятельствах обязанность по строительству и обустройству искусственного освещения организации наружного освещения вдоль проезжей части по ул.Пролетарская г.Чебоксары со стороны домов NN3а и 5 правомерно возложена на администрацию г.Чебоксары.
Доводы администрации г.Чебоксары об обратном со ссылкой на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2018 года N А79-1692/2017 по делу по заявлению Администрации г.Чебоксары о признании недействительным предписания Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по г.Чебоксары которым было установлено, что публичные полномочия в сфере ответственности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения ею были реализованы путем создания специально ориентированного на эти цели хозяйствующего субъекта МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", которым и было допущено ненадлежащее содержание участка дороги, основанием к отмене постановленного по делу решения являться не могут, поскольку возложение администрацией г.Чебоксары на МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" обязанности по содержанию объектов освещения, как верно указал районный суд в своем решении, создает лишь благоприятные предпосылки для практического осуществления отнесенных к ведению органа местного самоуправления функций и не освобождает от публичной обязанности по строительству и обустройству уличного освещения. При этом конкретный способ реализации данной обязанности орган местного самоуправления вправе избрать самостоятельно.
Следовательно, доводы администрации г.Чебоксары о рассмотрении настоящего административного дела без привлечения к участию в деле МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", права и обязанности которого затрагиваются обжалуемым решением, основанием к его отмене также являться не могут.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке также не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации г.Чебоксары на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 23 июля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи И.Н. Орлова
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.