Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Смирновой Е.Д, Орловой И.Н,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Марий Эл к Семенову А.М. о взыскании задолженности по налогам и пени,
поступившее по апелляционной жалобе Семенова А.М. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 07 августа 2018 года, которым с Семенова А.М. взысканы налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2016 год в размере 18974 рублей;
пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за период с 02 декабря 2017 года по 20 декабря 2017 года в размере 98 руб. 19 коп.;
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2016 год в размере 55044 рублей;
пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за период с 02 декабря 2017 года по 20 декабря 2017 года в размере 284 руб. 85 коп.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
МФНС N 1 по Республике Марий Эл обратилась в суд с административным иском (с учетом последующего уточнения) к Семенову А.М. о взыскании задолженности по налогам и пени, мотивируя требования тем, что поскольку в собственности ответчика в 2016 году имелись следующие объекты недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 4456 кв.м, в собственности с 08 декабря 2016 года; земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 202283 кв.м, в собственности с 14 ноября 2016 года; здание, расположенное по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 4245, 60 кв.м, в собственности с 08 декабря 2016 года, он является плательщиком налога на имущество и земельного налога. Однако в установленные сроки суммы налога за 2016 год в бюджет не перечислены, в связи с чем с него подлежат взысканию образовавшаяся задолженность по налогу на имущество в размере 18974 рублей, пени по нему за период с 02 декабря 2017 года по 20 декабря 2017 года в размере 98 руб. 19 коп, земельному налогу в размере 55044 рублей, пени по нему за период с 02 декабря 2017 года по 20 декабря 2017 года в размере 284 руб. 85 коп.
Стороны, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель административного ответчика Семенова А.М. - Ческидова Л.Н. требования не признала, указывая на ненаправление налоговым органом налогового уведомления об уплате налогов, а также на неправильное исчисление налога на имущество, исходя из стоимости в размере 22768539 рублей, в то время, когда его кадастровая стоимость в выписке из ЕГРН указана в размере 2182493 руб. 14 коп.
Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано Семеновым А.М. по мотивам необоснованности и незаконности.
Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 400 Налогового РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 ст. 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Пункт 2 ст. 402 НК РФ определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Представительным органом Республики Марий Эл принят Закон (т.е. решение, предусмотренное абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ) от 27 октября 2011 года N 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл", но им (ст. 16.1) предусмотрено установить единой датой начала применения на территории Республики Марий Эл порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения 01 января 2017 года.
Сведений о том, что принадлежащий Семенову А.М. объект недвижимости относится к объектам, включенным в перечень согласно п. 3 ст. 402 НК РФ, в материалах дела не содержится.
Следовательно, налоговая база по налогу на имущество за 2016 год в настоящем случае подлежала определению исходя из инвентаризационной стоимости.
Руководствуясь приведенными выше нормами права и установленными обстоятельствами, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что налог на имущество за 2016 год должен исчисляться исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, а не кадастровой, на чем настаивал представитель административного ответчика.
Статьей 404 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, согласно которой налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Административным истцом в подтверждение своих доводов суду представлен ответ Волго-Вятского филиала отделения по Республике Марий Эл АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 24 июля 2018 года, из которого следует, что инвентаризационная стоимость объекта, расположенного по адресу: "адрес" в ценах 1969 года составляет 464851, 2 руб, в ценах 2011 года - 17132084 руб.
Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 20 октября 2015 года N 772 коэффициент-дефлятор на 2016 год равен 1, 329.
В соответствии с решением Собрания депутатов муниципального образования " "адрес" от 24 ноября 2014 года N 24 "Об установлении на территории муниципального образования "Городское поселение "адрес"" налога на имущество физических лиц" ставка налога при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дифлятор, свыше 500000 рублей установлена в размере 1%.
Соответственно, сумма налога на имущество за 2016 год будет составлять: 17132084 руб. х 1, 329 х 1% х 1/12 = 18974 рубля.
На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о неправильном исчислении налога на имущество исходя из инвентаризационной стоимости объекта, а не из его кадастровой стоимости, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Что касается утверждений о необходимости исчисления налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН в размере 2182493 руб. 14 коп, то они несостоятельны, т.к. по основаниям, приведенным выше, налог на имущество относительно принадлежащего Семенову А.М. зданию подлежит исчислению исходя из его инвентаризационной стоимости.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Направляя налогоплательщику налоговое уведомление, налоговый орган исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером N - 479732 рубля, с кадастровым номером N - 21777787 рублей.
В жалобе приводится довод о невыполнении административным истцом обязанности по направлению налогоплательщику налогового уведомления.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Однако, вопреки доводам жалобы, налоговое уведомление сроком уплаты до 01 декабря 2017 года было направлено Семенову А.М. и получено им лично 31 октября 2017 года, что подтверждается представленными административным истцом налоговым уведомлением, списком заказных писем, переданных 22 сентября 2017 года на отправление в отделение почтовой связи с указанием номера идентификатора, и отчетом об отслеживании отправления с соответствующим идентификатором (л.д. 10, 13, 92).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 НК РФ.
При этом в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пени, размер которой исчисляется в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Удовлетворяя требование МИФНС о взыскании с административного ответчика пени по налогам за заявленный период, суд первой инстанции верно исходил из того, что невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате земельного налога, налога на имущество, а также пени является основанием для взыскания их с административного ответчика.
Предусмотренный законом порядок взыскания налогов, сроки направления требований об уплате налога и обращения в суд налоговым органом соблюдены.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Семенова А.М. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 07 августа 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: Е.Д. Смирнова
И.Н. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.