Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Федорова И.А. к Призывной комиссии военного комиссариата города Чебоксары Чувашской Республики, Военному комиссариату города Чебоксары Чувашской Республики о признании действий по невыдаче военного билета незаконными, возложении обязанности выдать военный билет, поступившее по апелляционной жалобе Федорова И.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В, судебная коллегия
установила:
Федоров И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии военного комиссариата города Чебоксары Чувашской Республики, Военному комиссариату города Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконными действий по невыдаче военного билета, возложении обязанности выдать военный билет. Требования мотивированы тем, что 16 сентября 2014 года ФКУ "Военный комиссариат Чувашской Республики" Федорову И.А. была выдана справка о том, что он на основании пп. "б" п. 3 ст. 23 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" не подлежит призыву в ВС РФ до 28 июля 2017 г. Между тем 23 мая 2018 года призывной комиссией военного комиссариата города Чебоксары Чувашской Республики заявление Федорова И.А. о выдаче военного билета оставлено без удовлетворения, ему разъяснено право призывной комиссии вынести заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Так, приговором Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22 февраля 2012 года Федоров И.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком четыре года. 01 сентября 2014 года Федоров И.А. отбыл наказание. Считая действия административных ответчиков по невыдаче ему военного билета незаконными, указывая, что от призыва на военную службу он не уклонялся, призыву не подлежал, Федоров И.А. просил признать незаконными действия Призывной комиссии военного комиссариата города Чебоксары, Военного комиссариата города Чебоксары по не выдаче военного билета, возложить на административных ответчиков обязанность выдать военный билет.
В судебное заседание административный истец Федоров И.А. не явился, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела без его участия.
Административные ответчики Призывная комиссия военного комиссариата города Чебоксары, Военный комиссариат города Чебоксары в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Чувашской Республики Геннадьева Н.В. в суде указала, что требования не подлежат удовлетворению.
Суду пояснила, что Федоров И.А. на основании п. п. "б" п. 3 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" административный истец не подлежал призыву на военную службу до 01 сентября 2017 г. Возраста 27 лет Федоров И.А. достиг (Дата) и подлежал зачислению в запас. Правовых оснований у призывной комиссии для выдачи военного билета Федорову И.А. не имеется, поскольку у него отсутствуют основания, изложенные в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 августа 2018 года постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Федорова И.А. к Призывной комиссии военного комиссариата города Чебоксары, Военному комиссариату города Чебоксары о признании действий по невыдаче военного билета незаконными, возложении обязанности выдать военный билет, отказать.
Не согласившись с указанным решением суда, административный истец Федоров И.А. подал на него жалобу, в которой просит об отмене данного судебного постановления по мотивам его незаконности и необоснованности, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения норм процессуального права. Приводятся доводы о том, что административный истец после освобождения от отбывания наказания 1 сентября 2014 года не подлежал призыву на военную службу в связи с наличием судимости, не был обязан состоять на воинском учете и не подлежал призыву, то есть в отношении него не могло быть вынесено заключение о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Просит решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив решение и доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Федоров И.А, (Дата) года рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики с (Дата) года.
Приговором Калининского районного суда г. Чебоксары от 31.03.2009 года Федоров И.А. был осужден по ч. 3 ст. 30 - п. "а" ч. 2 ст. 158, ст. 73 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. Постановлением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары от 8 февраля 2010 года условное осуждение Федорову И.А. отменено, судимость снята.
Приговором Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22 февраля 2012 года Федоров И.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком четыре года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с зачетом времени содержания под стражей с 2 сентября 2010 года.
1 сентября 2014 года Федоров И.А. отбыл наказание.
16 сентября 2014 года ФКУ "Военный комиссариат Чувашской Республики" Федорову И.А. была выдана справка о том, что он на основании пп. "б" п. 3 ст. 23 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" не подлежит призыву в ВС РФ до 28 июля 2017 года, что следует из представленной административным истцом копии соответствующей справки, не оспоренной ответчиками.
(Дата) года Федоров И.А. достиг возраста 27 лет, подлежал зачислению в запас.
11 мая 2018 года Федоров И.А. обратился в военный комиссариат г. Чебоксары с заявлением о выдаче военного билета.
Из выписки из протокола призывной комиссии г. Чебоксары N 6-У п/н 3/36 от 23 мая 2018 года следует, что Федоров И.А. зачислен в запас. Дано заключение: на основании пп. 1.1. п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" признать его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о чем ФКУ "Военный комиссариат г. Чебоксары Чувашской Республики" было сообщено заявителю ответом N ОП/3500 от 23 мая 2018 года.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь ст. 59 Конституции Российской Федерации, положениями КАС РФ и Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом указано, что п. 3 ст. 23 Закона о воинской обязанности и военной службе, на основании которого административный истец не подлежал призыву, не входит в исключение, предусмотренное п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе, так как указанное положение Закона и п. 34 раздела III Положения не предусматривает в качестве законного основания для не прохождения военной службы наличие непогашенной (неснятой) судимости.
Решение призывной комиссии г. Чебоксары от 23 мая 2018 года административным истцом не оспорено.
Согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" основной формой реализации конституционной обязанности защиты Отечества гражданином Российской Федерации является прохождение им военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22); на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", конкретизирующими положения пункта 2 статьи 22, не подлежат призыву на военную службу, среди прочего, граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с пунктом 19 вышеназванного Положения о призыве призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Согласно пункту 1 статьи 51.2, пункту 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создается запас Вооруженных Сил Российской Федерации, запас Службы внешней разведки Российской Федерации, запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации, который предназначен для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время; запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается, в том числе из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы после 1 января 2014 года, при отсутствии оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также в случае отмены призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что административный истец военную службу по призыву не проходил, в юридически значимый период не подлежал призыву в силу пп. "б" п. 3 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", так как был осужден по приговору суда за совершение преступления, на период с 01 января 2014 года до достижения возраста 27 лет судимость Федорова И.А. не была снята или погашена, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ считает, что суд пришел к обоснованному выводу о законности действий призывной комиссии, их соответствия положениям Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" без нарушения прав и законных интересов административного истца.
Призывная комиссия при зачислении Федорова И.А. в запас правомерно исходила из того, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы административного истца об обратном являются несостоятельными, основаны на неверном понимании заявителем положений действующего законодательства.
Тот факт, что Федоров И.А. в юридически значимый период не подлежал призыву на военную службу, о незаконности действий административных ответчиков не свидетельствует. Отсутствие оснований и фактическое непринятие решения об освобождении либо предоставлении отсрочки от призыва в отношении административного истца подтверждают законность выводов о признании его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Административный истец не относится к категории лиц, которые согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не прошли военную службу по призыву на законных основаниях (граждане, поименованные в пунктах 1 и 2, подпункте "в" пункта 3, пункте 4 статьи 23, статье 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также граждане, не призванные на военную службу в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), напротив, собранными доказательствами подтверждается, что Федоров И.А. является гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, поскольку не призывался на военную службу в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы, а также в связи с наличием неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для этого является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца, чего при рассмотрении настоящего дела установлено не было; решение принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется, они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, при этом не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения.
Довод жалобы о том, что вывод суда о предъявлении административным истцом требований к ненадлежащим административным ответчикам, не может признаваться достаточным основанием для отмены или изменения оспоренного решения, поскольку административный истец самостоятельно определяет и оспаривает действия (бездействие) государственного органа, ущемляющие его права и интересы.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном понимании законодательства.
Административный истец не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Кроме этого, ссылки административного истца на то, что военный комиссариат его не призывал, повесток и других извещений он не получал, не уклонялся от призыва, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Федорова И.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 августа 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Судьи: Алексеев Д.В.
Филимонова И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.