Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Чаплиной Ольги Михайловны, Ершовой Галины Павловны о признании незаконным заключения Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, поступившее по апелляционной жалобе Чаплиной О.М. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 10 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Чаплина О.М, Ершова Г.П. обратились в суд с административным иском о признании незаконным заключения Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации от 28 августа 2017 года, мотивируя свои требования тем, что дети Чаплиной О.М. до 30 августа 2017 года обучались в обособленном структурном подразделении МБОУ... - МБОУ.., которая была открыта еще 1 января 1896 года и осуществляла деятельность на протяжении 120 лет как самостоятельное юридическое лицо, Ершова Г.П. работала учителем в указанной школе и была уволена в связи с ее закрытием. На территории... образовательную деятельность осуществляла МБОУ... Постановлением главы администрации Моргаушского района Чувшской Республики от 31 августа 2012 года N... МБОУ... была реорганизована путем присоединения к МБОУ "Моргаушская СОШ" по причине ветхости зданий, на основании заключения Роспотребнадзора. Постановлением главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 30 августа 2017 года N 796 МБОУ... было упразднено. В ходе судебного заседания 8 февраля 2018 года при рассмотрении Моргаушским районным судом Чувашской Республики административного дела N... администрацией Моргаушского района Чувашской Республики и отделом образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики было представлено оспариваемое заключение, о наличии которого ранее им известно не было. Данное заключение не было отдельным предметом рассмотрения, судом оценка его законности и правомерности не давалась. Полагают, что администрацией района не был соблюден установленный федеральным и региональным законодательством порядок проведения оценки последствий реорганизации муниципальной организации (объекта социальной инфраструктуры для детей), а потому заключение комиссии не может являться законным и подлежащим применению.
В судебном заседании суда первой инстанции административные истцы Чаплина О.М. и Ершова Г.П. требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представители административного ответчика администрации Моргаушского района Чувашской Республики Петрова М.В, заинтересованного лица Отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики Дипломатова З.Ю. требования полагали необоснованными.
Представители заинтересованных лиц - МБОУ "Моргаушская СОШ", Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации при администрации Моргаушского района Чувашской Республики в судебном заседании не присутствовали.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 10 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, Чаплина О.М. подала апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и принятия по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Чаплина О.М. и Ершова Г.П. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии частью 11 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 2 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2016 года N 569, проведение оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Чувашской Республики или муниципальной образовательной организации, образующей социальную инфраструктуру для детей, осуществляется в порядке, установленном органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 22.01.2014 N 91 утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Чувашской Республики, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 указанного Приказа, под оценкой последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации понимается определение состояния системы образования после проведения процедуры реорганизации или ликвидации образовательной организации и сложившихся после этого условий для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. Проведение экспертной оценки осуществляется в целях обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование.
Заключением Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации от 28 августа 2017 года, созданной при администрации Моргаушского района Чувашской Республики, решение о внутренней реорганизации(реструктуризации) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ "Моргаушская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики и перемещении его обособленного структурного подразделения МБОУ "... " в село Моргауши Моргаушского района Чувашской Республики, признано положительным.
Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 30 августа 2017 года N... проведена внутренняя реструктуризация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ "Моргаушская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики, внесены изменения в структуру учреждения, упразднено обособленное структурное подразделение МБОУ "... "; педагогический состав, иные работники, а также обучающихся обособленного структурного подразделения МБОУ... перемещены в здание МБОУ "Моргаушская СОШ" в с. Моргауши.
Вступившим в законную силу решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Чаплиной О.М,... к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконными: действий (бездействия), выраженного в непринятии мер по осуществлению (сохранению) образовательной деятельности в обособленном структурным подразделении МБОУ "Моргаушская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики - МБОУ... Моргаушского района Чувашской Республики, отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья граждан; постановления от 30 августа 2017 года N... "О внесении изменений в структуру МБОУ "Моргаушская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики; возложении обязанности осуществить мероприятия по восстановлению статуса МБОУ... Моргаушского района Чувашской Республики, как действующего обособленного структурного подразделения МБОУ "Моргаушская СОШ" и выделить денежные средства на строительство нового здания для обособленного структурного подразделения МБОУ "Моргаушская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики - МБОУ... Моргаушского района Чувашской Республики, заложив ассигнования на строительство школы в бюджете Моргаушского района Чувашской Республики на 2018 год, отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции оценив обстоятельства, установленные указанным выше решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года(административное дело N... ), исходил из отсутствия доказательств того, что оспариваемое заключение привело к нарушению прав, свобод и законных интересов административных истцов. Оценивая довод административных истцов о том, что заключение было вынесено не 28 августа, а поздним числом, судом был допрошен член комиссии Ягушов Ф.М, подтвердивший его вынесение 28 августа 2017 года, в связи с чем, отклонен, как необоснованный.
Судебная коллегия соглашается с правильностью выводов суда.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения такого рода дел суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
По смыслу приведенных норм задачами административного судопроизводства по делам, связанным с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, является не только и не столько констатация незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия), а принятие мер к реальному устранению допущенных нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.
Между тем, материалами дела подтверждено, что оспариваемое Заключение принято по результатам рассмотрения заявления администрации Моргаушского района Чувашской Республики, поданного в период проведения процедуры реорганизации(реструктуризации) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ "Моргаушская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики, по окончании которой, органом местного самоуправления вынесено решение в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ "Моргаушская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики, а также его структурного подразделения - МБОУ "... " - постановление администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 30 августа 2017 года N...
Данный ненормативный акт органа местного самоуправления являлся предметом судебной оценки по административному делу N... следовательно, при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым отказано в признании незаконным постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 30 августа 2017 года N.., удовлетворение заявленного требования не приведет к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании действия или решения незаконным в условиях, когда, применительно к конкретному публично-правовому спору, отсутствует способ восстановления прав и когда оспариваемое заключение являлось промежуточным этапом последовательных действий, предпринятых образовательным учреждением и органом местного самоуправления.
При отсутствии указанного необходимого элемента, само решение об удовлетворении требования о признании незаконным оспариваемого заключения, ввиду обоснованности соответствующих доводов административных истцов, в условиях отсутствия фактического восстановления прав, лишено юридического смысла и последствий, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленного требования.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке также не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Чаплиной О.М. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 10 августа 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи И.Н. Орлова
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.