Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Козловского района Чувашской Республики и администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, возложении обязанности принять меры по сносу (демонтажу) расселенного аварийного жилого дома, поступившее по апелляционной жалобе администрации Козловского района Чувашской Республики на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Прокурор Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Козловского района Чувашской Республики и администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, выразившегося в не проведении сноса (демонтажа) переселенного в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2016-2017 годы, дома по адресу:.., возложении на администрацию Козловского района Чувашской Республики и администрацию Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос (демонтаж) расселенного аварийного дома.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Козловского района была проведена проверка исполнения обязательств по сносу расселенных домов в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилья. В целях реализации мероприятий данной программы 25 мая 2016 года между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрацией Козловского района Чувашской Республики заключено соглашение N 09-04/1 о сотрудничестве (взаимодействии) в 2016-2017 годы, в соответствии с пунктами 3.10.7 и 3.10.8 которого обязанность переселить граждан из аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения до 1 сентября 2017 года и снести аварийное жилье до 31 декабря 2017 года возложена на администрацию Козловского района Чувашской Республики. Соисполнителем программы является администрация Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики. Проверкой установлено, что в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики вошел, в том числе, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика,.., подлежащий сносу до 31 декабря 2017 года. По результатам проверки прокурором района в адрес главы администрации Козловского городского поселения 18 мая 2018 года внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, однако реальных мер по сносу домов так и не предпринято. По состоянию на 10 октября 2018 года вышеуказанный жилой дом не снесен.
Между тем, ненадлежащее исполнение ответчиками своих обязанностей приводит к ухудшению внешнего облика города и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, образовавшийся мусор оказывает сдерживающее воздействие на развитие инфраструктуры и снижает инвестиционную привлекательность территории, создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе лицами, имеющими террористические намерения.
Определением суда от 15 октября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Козловского района Чувашской Республики Кузнецов С.П. административный иск поддержал.
Представители административных ответчиков администрации Козловского района Чувашской Республики Илларионова К.А, администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики Данилов В.Г. административный иск не признали.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебном заседании не присутствовали.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года административный иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, администрация Козловского района Чувашской Республики подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на положения ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Устава Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики полагают ненадлежащим привлечение администраци Козловского района Чувашской Республики в качестве административного ответчика, не принятии судом того обстоятельства, что аварийный дом относится к муниципальному жилищному фонду городского поселения бремя владения, пользования и распоряжения которым принадлежит собственнику.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Козловского района Чувашской Республики Илларионова К.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии действий или бездействия административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") следует, что органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 названного Федерального закона.
В частности, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из дела следует, что заключением межведомственной комиссии от 29 ноября 2011 года N 10, созданной на основании распоряжения администрации Козловского района Чувашской Республики от 11 февраля 2010 года N 28, многоквартирный жилой дом... признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу в связи с большим физическим износом конструктивных элементов.
В рамках республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда граждан, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 года N 168, а также принятых муниципальным образованиями Чувашской Республики, в том числе администрацией Козловского района Чувашской Республики районной подпрограммы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Козловского района на 2014-2020 года, утвержденной постановлением администрации Козловского района Чувашской Республики от 31 декабря 2013 года N 803, переселение граждан из аварийного жилого дома N... было произведено в августе 2017 года.
При этом согласно соглашению от 25 мая 2016 года N 09-04/1 о сотрудничестве (взаимодействии) с 2016-2017 годах при реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2013-2017 годы, заключенному между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрацией Козловского района Чувашской Республики, срок сноса аварийного жилья был определен до 31 декабря 2017 года.
Однако в ходе прокурорской проверки, проведенной в мае 2018 года по обращению... выявлено, что снос аварийных домов, и в частности дома N.., произведен не был, в связи с чем в адрес главы администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики заместителем прокурора Козловского района Чувашской Республики внесено соответствующее представление.
Указанное представление рассмотрено 20 июня 2018 года и по результатам рассмотрения главой администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики прокурору сообщено, что замечания, указанные в представлении, приняты к сведению, работы по сносу домов проводятся, ответственное должностное лицо - заместитель главы администрации городского поселения.., допустившее ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, привлечена к дисциплинарной ответственности.
Следовательно, в такой ситуации районный суд обоснованно признал незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии своевременных мер по сносу (демонтажу) вышеуказанного переселенного аварийного жилого дома, и возложил на них обязанность осуществить его снос (демонтаж) в течение шести месяцев, указав также, что исполнение решения суда должно осуществляться административными ответчиками в пределах их компетенции.
То же обстоятельство, что аварийный дом N... относится к муниципальному жилищному фонду Козловского городского поселения Чувашской Республики, на что в качестве основания к отмене постановленного по делу решения ссылается администрация Козловского района Чувашской Республики, полагая себя ненадлежащим административным ответчиком, не освобождает муниципальный район от соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возлагающих на органы местного самоуправления обязанность по принятию мер для обеспечения безопасности граждан.
Тем более что, как верно указал районный суд, проверяя аналогичные доводы муниципального образования, являясь участником региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, администрация Козловского района Чувашской Республики приняла на себя обязательство в установленные сроки не только переселить граждан из аварийных жилых помещений, но и обеспечить снос (ликвидацию, демонтаж, разборку) аварийных домов и переработку (утилизацию) конструкций и материалов, что в полной мере согласуется с положениями п. 38 ч. 1 ст. 7 Устава Козловского района Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республики от 4 марта 2015 года N 2/227.
При этом, поскольку в связи с прекращением существования (сносом) многоквартирного дома, сведения о правах на жилые помещения в котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, п. 3 ч. 3, п. 2 ч. 5 ст. 14, ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости (далее - кадастровый учет) с внесением записей в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе о государственной регистрации прекращения прав на соответствующие жилые помещения, доводы администрации Козловского района Чувашской Республики о том, что на сегодняшний момент все работы по сносу аварийного дома N 6 по ул.Щорса г.Козловка проведены со ссылкой на приложенный к апелляционной жалобе акт комиссии осмотра места сноса от 10 декабря 2018 года, основанием к отмене или изменению постановленного по делу решения также являться не могут.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке также не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации Козловского района Чувашской Республики на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи И.Н. Орлова
Д.В. Алексеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.