Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Алексеева Д.В, Смирновой Е.Д,
при секретаре судебного заседания Орловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Чебоксары о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов,
поступившее по апелляционной жалобе представителя администрации г. Чебоксары Еремеева Е.П. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 октября 2018 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации г. Чебоксары в связи с непринятием мер по организации внутриквартального уличного освещения в районе многоквартирных домов N по "адрес".
Возложить на администрацию г. Чебоксары обязанность по организации внутриквартального уличного освещения в районе многоквартирных домов N N по "адрес" в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Чебоксары, выразившегося в непринятии мер по организации внутриквартального уличного освещения в районе многоквартирных домов N по "адрес" и N по "адрес", и возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности по организации внутриквартального уличного освещения в указанном районе.
Требования мотивировал тем, что по коллективному обращению жителей мкр. "адрес" по вопросу отсутствия внутриквартального уличного освещения дворовых территорий в районе многоквартирных домов N по "адрес" и N по "адрес" проведена проверка и установлено, что в нарушение требований ст. 14, п. 25 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанное освещение органом местного самоуправления надлежащим образом не организовано, что нарушает права неопределенного круга лиц и влечет трудности в ориентировании людей на местности, передвижении по территории, создает угрозу жизни и здоровью людей, а также является фактором, способствующим совершению противоправных действий.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Тарапыгин А.В. административный иск поддержал по приведенным основаниям.
Административный ответчик администрация г. Чебоксары и заинтересованное лицо МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом вынесено указанное решение, которое обжаловано представителем администрации г. Чебоксары Еремеевым Е.П. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Власовой Ю.М, представителя административного ответчика администрации г. Чебоксары Гаврилова С.Н, проверив решение суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной на основании коллективного обращения граждан проверки прокуратурой Калининского района г. Чебоксары выявлено отсутствие уличного освещения в районе домов N по "адрес", N N по "адрес".
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований п. 25 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уличное освещение дворовых территорий указанных домов органами местного самоуправления в соответствии с законом не организовано.
Не соглашаясь с решением суда, представитель административного ответчика в апелляционной жалобе приводит доводы, которые сводятся к тому, что уличное освещение домов N по "адрес" передано на баланс МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства"; освещение домов N N по "адрес" относится к общему имуществу жилых многоквартирных домов и энергоснабжение производится от ВРУ домов; освещение же жилых домов N по "адрес" и N по "адрес" возведено застройщиком ООО "Алза" и в муниципальную собственность не передавалось.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Аналогичные положения закреплены в п. 25 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
Согласно ст. 41 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Положением об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары - администрации города Чебоксары предусмотрено, что одной из основных задач администрации является обеспечение реализации полномочий по решению вопросов местного значения (п. 2.1).
В соответствии с п. 3.1.8 упомянутого Положения администрация города Чебоксары в целях реализации возложенных на неё задач в области жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи обеспечивает разработку правил благоустройства территорий города Чебоксары, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организации благоустройства территории муниципального образования города Чебоксары (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использованию, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в городе Чебоксары.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года N 1006 утверждены Правила благоустройства территории г. Чебоксары, в соответствии с подп. 2 п. 5.1.2. которых содержание и благоустройство территории города Чебоксары заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих благоустройство объектов улично-дорожной сети, инженерных сооружений (мостов, дамб, путепроводов и т.п.), объектов уличного освещения, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства.
Пунктом 5.2.3.10. названных Правил предусмотрено, что строительство, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляют специализированные организации при наличии договоров, заключенных с ними администрацией города Чебоксары в установленном законом порядке.
Из смысла и содержания приведенных выше положений при обстоятельствах, когда благоустройство территории г. Чебоксары в виде уличного освещения обеспечивается путем заключения соответствующего договора с администрацией г. Чебоксары, следует, что обязанность по организации наружного освещения судом первой инстанции правомерно возложена на административного ответчика.
Содержащиеся в жалобе доводы о том, что администрация г. Чебоксары не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, несостоятельны по основаниям, приведенным выше, поскольку основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Подтверждений тому, что уличное освещение в районе домов N по "адрес" относится к общему имуществу многоквартирных домов и, как следствие, соответствующая обязанность в силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ должна быть возложена на их управляющие компании, в материалах дела не содержится и суду не представлены, поэтому доводы об этом судебной коллегией во внимание приняты быть не могут.
Что касается того, что уличное освещение в районе домов N по "адрес" и N по "адрес", возведенное застройщиком домов ООО "Алза", последним в муниципальную собственность не предавалось, то процедура введения завершенного строительством дома в эксплуатацию согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ предполагает также сдачу застройщиком сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, необходимой для эксплуатации такого объекта.
В отсутствие доказательств об обратном данный довод жалобы является несостоятельным.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия соглашается с решением суда и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя администрации г. Чебоксары Еремеева Е.П. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: Д.В. Алексеев
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.