Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Алексеева Д.В, Смирновой Е.Д,
при секретаре судебного заседания Орловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Цветкова Н.В. об оспаривании бездействия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по непринятию мер организации устройства подъездных путей к земельному участку,
поступившее по апелляционной жалобе представителя администрации г. Чебоксары Еремеева Е.П. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 08 октября 2018 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации г. Чебоксары по непринятию мер по организации устройства подъездных путей к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес".
Обязать администрацию г. Чебоксары организовать подъездной путь к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", в срок до 31 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Цветков Н.В. с учетом последующего уточнения обратился в суд с административным иском к администрации г..Чебоксары о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации устройства подъездных путей к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", возложении обязанности в срок до 31 декабря 2018 года организовать подъездной путь к указанному земельному участку, мотивируя требования тем, что упомянутый земельный участок принадлежит ему на праве собственности согласно договору купли-продажи от 17 сентября 2007 года N-КФ. Распоряжением администрации г..Чебоксары от 31 мая 2004 года N 1698-р был утвержден проект застройки группы индивидуальных жилых домов по "адрес", согласно которому на отводимом земельном участке с кадастровым номером N запроектировано размещение 10 индивидуальных жилых домов с подъездной дорогой. Из приложения 1 к указанному распоряжению следует, что в проекте застройки предусмотрен внутриквартальный проезд между уже существующими и вновь образуемыми земельными участками, т.е. между двумя рядами земельных участков, образующими часть улицы, запроектирована дорога шириной 18 метров и разворотной площадкой в конце улицы. Данный внутриквартальный проезд полностью совпадает с расположением проезда на Публичной кадастровой карте с указанием границ соответствующих земельных участков. В то же время указанный участок улицы (внутриквартального проезда) как на дату приобретения им земельного участка, так и на дату подачи иска представлял собой поверхность земли, не соответствующую признакам обустроенной автомобильной дороги с пересекающим её оврагом, заросшим древесной порослью, исключающим какую-либо возможность проезда непосредственно к его земельному участку. В период начала строительства жилого дома на принадлежащем ему земельном участке фактически существовал проезд через соседний земельный участок с кадастровым номером N владелец которого не запрещал ему движение транспорта и перемещение грузов.
Однако в связи со сменой собственника указанного земельного участка, возведением последним хозяйственных построек и забора, этого фактического проезда к его земельному участку не стало.
Отсутствие подъездных путей, обеспечивающих транспортную доступность, не позволяет ему завершить строительство жилого дома и осуществить подключение к газовым и водопроводным сетям, вследствие чего он не может проживать в нём; не позволяет обеспечить движение к земельному участку и домовладению автомобильного транспорта: строительной и специальной техники, экстренной, оперативной и скорой медицинской помощи, в связи с чем нарушаются его права и законные интересы и сохраняется угроза имуществу, жизни и здоровью его и членов семьи.
В судебном заседании представитель административного истца Цветкова Н.В. - Цыганов В.В. административный иск поддержал по приведенным основаниям.
Остальные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали, представителей не направили.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано представителем администрации г. Чебоксары Еремеевым Е.П. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика администрации г. Чебоксары Гаврилова С.Н, проверив решение суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Цветкову Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" на основании договора купли-продажи от 17 сентября 2007 года N-КФ (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии N).
Ранее распоряжением администрации г. Чебоксары от 31 мая 2004 года N-р утвержден проект застройки группы индивидуальных жилых домов по Канашскому шоссе, из которого следует, что между земельными участками предусмотрен внутриквартальный проезд.
Судом также установлено и стороной административного ответчика не оспаривается отсутствие подъездного пути к принадлежащему Цветкову Н.В. земельному участку.
В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 указанного Закона).
Согласно п. 1 ст. 16 указанного закона проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Градостроительным Кодексом РФ установлен порядок осуществления строительства автомобильных дорог.
Установив отсутствие подъездного пути к земельному участку Цветкова Н.В, руководствуясь приведенными нормами закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по организации его устройства возложена на административного ответчика, который в нарушение требований действующего законодательства эту обязанность не выполняет.
Вывод районного суда представляется правильным.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
Согласно ст. 41 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Положением об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары - администрации города Чебоксары предусмотрено, что одной из основных задач администрации является обеспечение реализации полномочий по решению вопросов местного значения (п. 2.1).
В соответствии с п. 3.1.8 упомянутого Положения администрация города Чебоксары в целях реализации возложенных на неё задач в области жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования города Чебоксары и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования города Чебоксары, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из смысла и содержания приведенных выше положений следует, что организацию устройства подъездных дорог к предоставленным гражданам земельным участкам на территории г. Чебоксары осуществляет администрация г. Чебоксары.
Содержащиеся в жалобе доводы о том, что администрация г. Чебоксары не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, несостоятельны по основаниям, приведенным выше, поскольку основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя администрации г. Чебоксары Еремеева Е.П. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 08 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: Д.В. Алексеев
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.