Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Арслановой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Орловой Е.В,
с участием представителя административного истца Фахуртдинова М.М. Гранатского Н.С, представителя административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Семеновой Н.Ю, прокурора Овчинниковой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фахуртдинова Марса Минтагировича к Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики о признании частично недействующим нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Фахуртдинов М.М. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с уточненным административным исковым заявлением к Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее также Минюст ЧР) о признании недействующим с 1 января 2017 года пункта 4 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Батыревского района Чувашской Республики, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года N 109-о.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами. Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года N 109-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также Перечень). Под пунктом 4 данного документа в перечень расположенных на территории Батыревского района Чувашской Республики объектов включен объект с кадастровым номером... Данный объект, принадлежащий истцу на праве собственности, находится по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, с..., ул..., д. 37 (адрес указан на момент подачи иска), представляет собой нежилое здание с наименованием "телятник".
По мнению истца, оснований для включения в данный Перечень принадлежащего ему объекта недвижимого имущества не имелось, поскольку он не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса РФ для определения имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
По мнению заявителя, оспариваемый акт нарушает его права, так как он вынужден оплачивать налог в повышенном размере, значительно превышающем размер налога, установленный действующим законодательством для иных объектов, не включенных в оспариваемый Перечень.
Ссылаясь на изложенное, он обратился в суд с вышеназванными требованиями.
В судебном заседании Фахуртдинов М.М, его представитель Гранатский Н.С. поддержали иск в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Указали, что спорный объект изначально был приобретен истцом как телятник и по другому назначению никогда не использовался. Он расположен на земельном участке с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, в связи с чем оснований, предусмотренных ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для его включения в оспариваемый Перечень, не имелось.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Семенова Н.Ю. исковые требования не признала. Она сообщила суду, что при формировании Перечня за 2017 год Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики использовало сведения о спорном объекте, имеющиеся в Едином государственном реестре недвижимости, где объект числился как административное здание. Указанные сведения были изменены Фахуртдиновым М.М. в части наименования объекта с "административного здания" на "телятник" только в 2018 году, в связи с чем оснований для невключения этого объекта в спорный Перечень не было. Истец имел возможность при формировании предварительного Перечня обратиться в Минюст ЧР для устранения имеющихся ошибок, но это им не было сделано, такое обращение поступило в Межведомственную комиссию по пересмотру результатов определения фактического вида использования зданий (строений, сооружений) и помещений Минюста РФ только в августе 2018 года. Результатом рассмотрения этого обращения стало исключение спорного объекта из аналогичного Перечня за 2018 год, оснований для исключения его из Перечня за 2017 год не имелось в связи с невозможностью проверить фактическое использование здания за уже прошедший период.
Изучив материалы дела, выслушав мнение участвующих в деле лиц, заключение прокурора Овчинниковой Н.А, полагавшей необходимым удовлетворить требования Фахуртдинова М.М. ввиду нарушения оспариваемым пунктом его прав и наличия ошибки в указании назначения нежилого здания, суд приходит к выводу об обоснованности требований, заявленных истцом.
Согласно положениям ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п.п. 7-9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п. 8 ст. 213).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, а нарушение этим актом прав, свобод и законных интересов - административным истцом.
Оценивая соответствие оспариваемого нормативного акта требованиям закона о полномочиях органа, принявшего этот акт, о его форме и виде, в которых соответствующий орган вправе был его принять, процедуре его принятия и правилах введения его в действие, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "и" части первой ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части второй ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая статьи 76 Конституции РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относит установление, изменение и отмену региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее также НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Данный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в срок до 1 января 2020 года устанавливает единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 НК РФ.
Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года N 42 Закон ЧР "Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (принят Государственным Советом Чувашской Республики 29.09.2015) установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Решением Собрания депутатов Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики "Об утверждении Положения "О вопросах налогового регулирования в Шыгырданском сельском поселении, отнесенных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления" от 31 октября 2013 N02 (в редакции от 25.11.2015) установлена ставка налога на имущество физических лиц в размере 2 % - в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, 0,5 % - в отношении прочих объектов налогообложения (ст. 19, п.п. 2,3 ст. 20 Закона).
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 ст. 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Минюст ЧР является органом, уполномоченным определять данный перечень на территории Чувашской Республики, согласно пункту 64 раздела 3 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2016 года N 422, и Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года N 343.
Оспариваемый Приказ Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года N 109-о опубликован на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченными органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме. При этом порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен. Какие -либо изменения в раздел "Батыревский район" указанного Перечня с момента его принятия не вносились, оспариваемый пункт Перечня является действующим.
В силу пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признавалось отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Действующая редакция данной нормы содержит те же критерии для отнесения зданий к административно-деловым центрам, уточняя, что здание признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Таким образом, на дату формирования оспариваемого Перечня за 2017 год при определении назначения нежилых зданий для отнесения их к категории административных должны были приниматься во внимание данные кадастровых паспортов соответствующих объектов недвижимости или документов технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости.
В соответствии с данными технического паспорта нежилого одноэтажного кирпичного здания литера "Е", расположенного по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, сельское поселение Шыгырданское, с..., ул..., д. 37, на дату технической инвентаризации 21 декабря 2009 года, инвентарный номер 7061, спорное здание имеет наименование "телятник".
Между тем, согласно сообщению Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике- Чувашии" от 16.01.2019 N 166, сведения о спорном объекте с кадастровым номером.., как "административном здании" внесены по сведениям, переданным автоматизированным способом в Филиал в рамках исполнения Государственного контракта N 165Д от 07.12.2011 в виде электронного документа, в то время как представленный в виде копии кадастровый паспорт спорного объекта недвижимости содержал наименование "телятник", литера "Е".
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 11 января 2019 года, Фахуртдинов М.М. является собственником нежилого здания, общей площадью 974,9 кв.м, 1974 года постройки, с кадастровым номером.., литера "Е", расположенного по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, сельское поселение Шыгырданское, с..., ул..., д. 37, количество этажей -1, наименование: телятник.
Здание принадлежит Фахуртдинову М.М. на основании решения Батыревского районного суда Чувашской Республики от 12 мая 2011 года, в котором также приводится его описание с наименованием "телятник", литера "Е", 1974 года постройки. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером.., что подтверждается той же выпиской из ЕРГН от 11 января 2019 года и техническим планом здания, составленным кадастровым инженером Албутовой С.Г. СРО "АКИПУР" 16.01.2019.
Согласно заключению кадастрового инженера Албутовой С.Г. и постановлению администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 10 января 2019 года за N 11, нежилому зданию, принадлежащему Фахуртдинову М.М, расположенному на земельном участке с кадастровым номером... присвоен почтовый адрес: Чувашская Республика, Батыревский район, сельское поселение Шыгырданское, село.., ул..., д. 141 (вместо ранее указанного в ЕГРН адреса: с..., ул..., д. 37).
Земельный участок с кадастровым номером.., площадью 24089 кв.м, расположенный в северной части кадастрового квартала... сельского поселения.., Батыревского района Чувашской Республики, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Данный участок также принадлежит Фахуртдинову М.М. на праве собственности на основании договора купли-продажи N 76 находящегося в муниципальной собственности земельного участка от 30.09.2011 года.
Таким образом, согласно вышеназванным документам: техническому паспорту от 14.01.2010, инв. номер 7061, решению Батыревского районного суда Чувашской Республики от 12 мая 2011 года, спорное здание приобретено в собственность административного истца, исключительно как телятник.
В дело не представлено никаких доказательств, опровергающих использование истцом здания по иному назначению. Также отсутствуют сведения о том, что здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
При таких обстоятельствах, основанием для включения спорного здания в Перечень на 2017 год послужили ошибочные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о назначении нежилого здания с кадастровым номером.., как об административном здании. В настоящее время в ЕГРН устранены ошибки в наименовании здания, в указании его адреса, а также в указании земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости.
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что включение принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером... в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, неправомерно, поскольку указанное здание не расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и его назначение не предусматривает его использование в целях делового, административного или коммерческого назначения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (п.1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в числе прочего, указание на дату признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Это или дата вступления решения суда в законную силу или иная определенная судом дата.
Учитывая изложенное, суд считает возможным признать данный акт недействующим в оспариваемой части с даты его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 01.01.2017 пункт 4 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Батыревского района Чувашской Республики, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года N 109-о.
Сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу должно быть размещено на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале органов власти Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Е.А.Арсланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.