Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Шумилов А.А., ознакомившись с поступившей в суд жалобой представителя АО "Тандер" Бахмисовой Т.В. на решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 апреля 2018 г. и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 08 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер",
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии N977 от 14 декабря 2017 года акционерное общество "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 апреля 2018 г. постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 08 июня 2018 г. решение судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе представителя Бахмисовой Т.В, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, ставится вопрос об отмене состоявшихся в отношении акционерного общества "Тандер" судебных актов, как незаконных.
В соответствии со статьей 6.4 КоАП Российской Федерации нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года N 52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу положений ст. 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2.4 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" (далее - СП 2.3.6.1066-01) загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
Торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. Санитарно-бытовые помещения (туалеты, преддушевые, комнаты гигиены женщин) оборудуются автономными системами вытяжной вентиляции с естественным побуждением, превышающим кратность воздухообмена основных помещений организации торговли (пункт 4.2 СП 2.3.6.1066-01).
Пункт 13.4 СП 2.3.61066-01 не допускает совместное хранение санитарной и домашней одежды в организациях торговли.
Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными. В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов. Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук (пункт 5.4 СП 2.3.6.1066-01).
Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола. Складирование пищевых продуктов вблизи водопроводных и канализационных труб, приборов отопления, вне складских помещений, а также складирование незатаренной продукции непосредственно на полу, навалом не проводится (пункт 7.8 СП 2.3.6.1066-01).
Как следует из материалов дела, 11 сентября 2017 года, на основании распоряжения от 31.07.2017г. N196, должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике проведена внеплановая выездная проверка юридического лица - АО "Тандер" по местам фактического осуществления деятельности: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" и других.
В результате проверки установлено несоблюдение АО "Тандер" в магазинах "Магнит" по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" и в других (всего 18 объектов) законодательства Российской Федерации санитарно-эпидемиологического требований при эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта -
- нарушение пп. 2.7, 10.4 СП 2. СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", например: для сбора мусора и пищевых отходов на площадке с твердым покрытием предусмотрен только один контейнер с крышкой зеленого цвета с надписью ЗАО "Тандер", например, по адресу: "адрес", в таком контейнере осуществлялось хранение мусора (чеки, доски и др.) и пищевых продуктов (расфасованный сыр, листья капусты и др); для сбора отходов и мусора в помещении магазина не установлены металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками, хранение пищевых продуктов осуществляется ненадлежащим образом - в картонных коробках, пластиковом ящике, пакете; например, в загрузочном помещении магазина по адресу: "адрес", имеется пластиковый бачок желтого цвета, в котором на момент проверки осуществлялось хранение пищевой продукции с истекшим сроком годности (яйца, мука, печенье и др.) и непищевой продукт с истекшим сроком годности (бальзам для волос);
- нарушение пунктов 3.7, 4.2, 5.4, 7.8, 13.4 СП 2... 3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", например: по адресу: "адрес": загрузка пищевых продуктов осуществляется с фасада жилого дома под окнами жилых квартир жилого дома, при этом подземный туннель со специальным загрузочным помещением, закрытый дебаркадер отсутствует; по адресу: "адрес": загрузка пищевых продуктов осуществляется со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, при этом подземный туннель со специальным загрузочным помещением, закрытый дебаркадер отсутствует; в двух складских помещениях хранения пищевых продуктов по адресу: "адрес", вспомогательное помещение (фасовочное помещение) не оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией; практически во всех помещениях магазинов хранение (складирование) пищевых продуктов в ассортименте (безалкогольные и алкогольные напитки, минеральная вода, консервы и др.) осуществляется вне складских помещений, проходном коридоре.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от20.11.2017г. N1018; Актом проверкиN196 от11.09.2017г.; предписанием N196 от 11.09.2017г.ииными материалами дела допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, суд первой и второй инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности АО "Тандер" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
При вынесении постановления должностным лицом и рассмотрении жалобы судьей на основании ст. 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО "Тандер" приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований.
При таких обстоятельствах, действия АО "Тандер" по ст.6.4 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы в целом направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО "Тандер" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
Административное наказание АО "Тандер" назначено в пределах санкции статьи 6.4 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу.
Порядок и срок давности привлечения АО "Тандер" к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения вынесенных решений не усматривается.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 апреля 2018 г. и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 08 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер" оставить без изменения, жалобу жалобой представителя АО "Тандер" Бахмисовой Т.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда Чувашской Республики Шумилов А.А
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.