Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Шумилов А.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кармянковой А.В. на постановление судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 июля 2018 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Промтрактор-Промлит",
установил:
Постановлением судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 июля 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, отношении общества с ограниченной ответственностью "Промтрактор-Промлит" (далее - ООО "Промтрактор-Промлит") прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 сентября 2018 года постановление судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 июля 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо, составившее протокол, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кармянкова А.В. просит постановление судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 июля 2018 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 сентября 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В возражениях на жалобу представитель ООО "Промтрактор-Промлит" Ситникова А.Н. просит постановление судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 июля 2018 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 сентября 2018 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ лицензии на указанные в части 1 статьи 12 данного Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу этого Федерального закона (по истечении 180 дней после дня официального опубликования - 6 мая 2011 г.), действуют бессрочно.
Частью 4 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что предоставленные до дня вступления в силу данного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 данного Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ необходимость переоформления лицензии возникает, в том числе в случае изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
С 01 июля 2015 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), согласно которым с 01 июля 2015 года лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Основанием для возбуждения в отношении ООО "Промтрактор-Промлит" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ, явилось нарушение ООО "Промтрактор-Промлит" положений пункта 30 части 1 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", выразившиеся в осуществлении деятельности на собственном производстве в части утилизации отходов III, IV класса опасности без соответствующей лицензии.
Проанализировав собранные по делу доказательства, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Промтрактор-Промлит" состава вмененного административного правонарушения, прекратив производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, указав, что Обществом осуществляется вид деятельности - утилизация отходов, то есть их использование в производственных целях, на основании лицензии, выданной уполномоченным государственным органом, срок действия которой продлен на законодательном уровне, то есть является действующей.
Судья Верховного Суда Чувашской Республики с выводами судьи первой инстанции согласился. Указав в решении, что при наличии у Общества законно выданной и продолжающей действовать лицензии у Общества отсутствует обязанность по переоформлению такой лицензии.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют требованиям законодательства, мотивированы, оснований не согласиться с ними не имеется.
Из материалов дела следует, что в период с 5 по 29 июня 2018 года в отношении ООО "Промтрактор-Промлит" была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения юридическим лицом требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что в ходе производственной деятельности ООО "Промтрактор-Промлит" образуются отходы I-V класса опасности.
ООО "Промтрактор-Промлит" имеет лицензию 021 N 00009 от 25 февраля 2011 года на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности сроком действия до 25 февраля 2016 года, выданную Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно справке от 29 июня 2018 года N 010.002-03/16 в период с 1 апреля 2018 года по 26 июня 2018 года ООО "Промтрактор-Промлит" на собственном производстве утилизировало III класса отходы шлак при электрошлаковом литье стали с применением флюса на основе плавикового шпата и глинозема (код отхода по ФККО 3 57012 21 20 3) в количестве 3,4 т и IV класса опасности отходы изготовления стержней и стержневой смеси на основе песка при литье металлов (код отхода по ФККО 4 57051 11 20 4) в количестве 30,711 т.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ставится вопрос об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций с указанием на необоснованность выводов судов об отсутствии в деянии ООО "Промтрактор-Промлит" вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем, указанные доводы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, составляет три месяца.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, является длящимся, поскольку выражается в осуществлении деятельности без лицензии.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что правонарушение было выявлено должностными лицами Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике в ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 29 июня 2018 года.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики жалобы должностного лица срок давности привлечения ООО "Промтрактор-Промлит" к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного юридического лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отменены быть не могут.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 июля 2018 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Промтрактор-Промлит" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя Верховного Суда
Чувашской Республики А.А. Шумилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.