Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Шумилов А.А., рассмотрев жалобу главы администрации г.Шумерля Чувашской Республики Григорьева А.Д. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 г.Шумерли Чувашской Республики от 15 июня 2018 года и решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 18 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации г.Шумерля Чувашской Республики,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г.Шумерли Чувашской Республики от 15 июня 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 18 июля 2018 года, администрация г.Шумерля Чувашской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе Григорьева А.Д, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, ставится вопрос об отмене состоявшихся в отношении администрации г. Шумерля Чувашской Республики судебных актов и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
В соответствии с ч. 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействия) юридических и должностных лиц, выразившихся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддерживанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 3, 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения на 1000 кв. м покрытия дороги группы В не более 2,5 кв. м. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23 апреля 2018 года в период времени с 17 час. 25 мин. - 17 час. 40 мин. на перекрестке "адрес", а также около "адрес" Республики инспектором ДПС МО МВД России "Шумерлинский" были выявлены недостатки дорожного покрытия, а именно: на проезжей части имелись ямы и выбоины, размеры которых превышали допустимые размеры по ГОСТу Р50597-93.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: сообщением ФИО1, зарегистрированным в КУСП N 2189 от 23.04.2018 г, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 24.04.2018 г, протоколом об административном правонарушении от 27.04.2018 г. и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, оценивались мировым судьей и судьей районного суда в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации г.Шумерля Чувашской Республики состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ.
Указание в жалобе на то, что фотоматериалы не могут быть приняты в качестве доказательств, поскольку в них отсутствует указание на техническое средство, которым проводилась фотосъемка, не свидетельствует об их недопустимости в качестве доказательств по делу. Вопреки доводам жалобы фотоаппарат не является специальным техническим средством, требования к которому установлены статьей 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, оснований сомневаться в достоверности фотоматериалов, а также их относимости к событию правонарушения, не имеется.
Кроме того, из материалов дела следует, что измерения размера выбоины производилось средством измерения - дальномер лазерный (свидетельство о поверке АПМ N0143424).
Какой-либо заинтересованности инспекторов ДПС в исходе данного административного дела судом не установлено, доказательств обратного не представлено. Более того, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 29 мая 2007 года N 346-О-О, привлечение должностных лиц, составивших протокол и другие материалы, к участию в деле в качестве свидетелей не нарушает конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Довод жалобы о том, что в ее действиях отсутствует вина в совершении данного административного правонарушения, так как указанные нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог устранены ею быть не могли по причине отсутствия денежного финансирования, не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку в соответствии с указанными выше правовыми нормами, лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состояния в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что администрацией г.Шумерля Чувашской Республики были приняты все зависящие от нее меры, направленные на исполнение возложенных на нее обязанностей по содержанию дорог, что, в свою очередь, не позволяет сделать вывод об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не влекут их отмену.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности администрации г.Шумерля Чувашской Республики в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Порядок и срок давности привлечения администрации г.Шумерля Чувашской Республики к административной ответственности не нарушены.
Наказание администрации г.Шумерля Чувашской Республики назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебных актов по данному делу, не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 г.Шумерли Чувашской Республики от 15 июня 2018 года и решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 18 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации г.Шумерля Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя Верховного Суда
Чувашской Республики А.А. Шумилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.