Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Шумилов А.А., рассмотрев жалобу главы администрации г. Шумерля Григорьева А.Д. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Шумерля Чувашской Республики от 25 мая 2018 года и решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 11 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации г. Шумерля Чувашской Республики,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 г. Шумерля Чувашской Республики от 25 мая 2018 года администрация г. Шумерля Чувашской Республики привлечена к административной ответственности по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 11 июля 2018 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, глава администрации г. Шумерля Григорьев А.Д. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что устранение нарушений, указанных в представлении, требует финансовых затрат, в связи с чем процедура электронных торгов на заключение контракта на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на дороге в соответствии с Планом - графиком закупок товаров, работ, услуг на 2018 год была начата в конце апреля 2018 года. 17 мая 2018 года был заключен контракт на проведение работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах. Кроме того ссылается на то, что администрация не является субъектом вмененного административного правонарушения, так как в соответствии с Положением об Управлении градостроительства и городского хозяйства администрации г. Шумерля соответствующим уполномоченным органом по содержанию дорог является Управление градостроительства и городского хозяйства администрации г. Шумерля.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 28 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 названной статьи.
Согласно подп. "б" п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность представления, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения.
Представление следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке; не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении представление органа, осуществляющего государственный надзор, обязательно для исполнения.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 3 апреля 2018 года врио начальника ОГИБДД МО МВД России Шумерлинский в адрес главы администрации г. Шумерля выдано представление об устранении в срок до 4 мая 2018 г. допущенных нарушений. О результатах рассмотрения и принятых мерах администрации г. Шумерля следовало сообщить в установленный месячный срок до 4 мая 2018 года (л.д.2-3).
Указанное представление получено администрацией г. Шумерля 3 апреля 2018 года (л.д. 2).
07 мая 2018 года был установлен факт невыполнения администрацией г. Шумерля представления должностного лица, что подтверждается актом контрольной проверки устранения недостатков УДС по представлению N от 3 апреля 2018 года (л.д.5).
По факту невыполнения в установленный срок данного представления 11 мая 2018 года инспектором по ИАЗ ОГИБДД МО МВД РФ "Шумерлинский" в отношении администрации г. Шумерля был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.
Ранее, постановлением ОГИБДД ОМВД России "Шумерлинский", вступившем в законную силу 14 июля 2017 года, администрация г. Шумерля привлечена к административной ответственности по ст. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность администрации г. Шумерля подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении; представлением; актом контрольной проверки, иными материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, вопреки доводам жалобы, судебными инстанциями в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела.
Довод жалобы о том, что администрация необоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку уполномоченным органом по содержанию дорог является Управление градостроительства и городского хозяйства администрации г. Шумерля, не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 7 Устава г. Шумерля Чувашской Республики к вопросам местного значения г. Шумерля относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Шумерля и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 3.2 Положения об администрации г. Шумерля, утвержденного решением Собранием депутатов г. Шумерля N 198 от 24 апреля 2012 года, для решения постановленных задач администрация г. Шумерля наделана полномочиями, в том числе осуществление работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в городе и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог в городе, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением администрации г. Шумерля Чувашской Республики N 935 от 6 ноября 2015 года утверждено "Положение о содержании и строительстве автомобильных дорог общего пользования г. Шумерля", в соответствии с которым на администрацию г. Шумерля возложены обязанности по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог в г. Шумерля.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения.
Вывод мирового судьи и судьи районного суда о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Довод жалобы о том, что причиной неисполнения представления должностного лица в установленный в нем срок явились обстоятельства независящие от администрации, поскольку устранение нарушений, указанных в представлении, требует финансовых затрат,
исполнения условий Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выводы судебных инстанций не опровергает и не может служить основанием для освобождения администрации г. Шумерля от административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, администрацией не представлено доказательств того, что были предприняты все необходимые меры для своевременного исполнения представления органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Администрация не была лишена возможности обратиться к должностному лицу с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения представления с момента его получения, однако соответствующим правом до истечения срока исполнения, установленного должностным лицом, т.е. до 4 мая 2018 года, не воспользовалась. Заключение муниципального контракта на проведение работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах г. Шумерля после истечения срока для исполнения представления, выданного уполномоченным должностным лицом, не исключает наличие объективной стороны в действиях администрации г. Шумерля административного правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.
Жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям ч. 1 ст. 29.10 и ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ.
Административное наказание назначено администрации г. Шумерля с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Шумерля Чувашской Республики от 25 мая 2018 года и решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 11 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации г. Шумерля Чувашской Республики, оставить без изменения, жалобу главы администрации г.Шумерля Григорьева А.Д. - без удовлетворения.
Заместитель председателя Верховного Суда
Чувашской Республики А.А. Шумилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.