Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Шалиткина А. В. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
заместителя генерального директора Публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" по экономике и финансам Шалиткина А. В, "дата" года рождения, уроженца "адрес", зарегистрированного и проживающего по адресу: "... ", "адрес", имеющего на иждивении троих несовершеннолетних детей, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС Р, антимонопольный орган) Фадеевой М.В. от
18 октября 2018 года N 02-11/460-18 заместитель генерального директора Публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" (далее -
ПАО "ТНС энерго Марий Эл") по экономике и финансам Шалиткин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "... " рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 декабря 2018 года постановление должностного лица антимонопольного органа оставлено без изменения, жалоба
Шалиткина А.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Шалиткин А.В. просит отменить решение судьи городского суда, производство по делу прекратить, указывает, что судьей не дана оценка всем доводам его жалобы, положением части 2 статьи 3 Федерального закона от
18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) установлен срок для подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе), а не для размещения извещения о закупке, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Также указывает, что установленный частью 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ срок распространяется исключительно на конкурс или аукцион, тогда как
ПАО "ТНС энерго Марий Эл" разместило извещение о проведении закупки иным способом. Кроме того, в жалобе содержится довод о ненадлежащем извещении Шалиткина А.В. о дате и времени составления должностным лицом Марийского УФАС России протокола об административном правонарушении.
В судебное заседание Верховного Суда Республики Марий Эл на рассмотрение жалобы Шалиткин А.В. не явился, данные о его надлежащем извещении представлены защитником Пуртовой И.В, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть жалобу Шалиткина А.В. в его отсутствие.
Выслушав объяснения защитника Шалиткина А.В. Пуртовой И.В, поддержавшей жалобу, объяснения представителей Марийского УФАС России Черновой В.В, принимавшей участие в судебном заседании "дата", и Соколовой Е.Е, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела "N" и жалобного производства, судья приходит к следующему.
Частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ (здесь и далее - в редакции закона от 7 июня 2017 года, действовавшей на
20 октября 2017 года) в ЕИС при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ положением о закупке, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок проведения закупок указанными способами.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 02-11/460-18, вынесенного заместителем руководителя Марийского УФАС России 18 октября 2018 года, в вину Шалиткину А.В. как должностному лицу, ответственному за осуществление ПАО "ТНС энерго Марий Эл" закупок, вменено нарушение срока размещения обществом в ЕИС извещения о проведении открытого запроса предложений в бумажной форме "N".
Так, "дата" ПАО "ТНС энерго Марий Эл" разместило в ЕИС извещение о проведении открытого запроса предложений в бумажной форме "N" на предмет оказания услуг "... ". Датой и временем окончания подачи заявок в извещении указаны "дата" в "... " (МСК).
Таким образом, в рамках проведения закупки "N" срок размещения извещения о проведении закупочных процедур составил 6 дней, что признано антимонопольным органом нарушением требований части 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ и пункта 10.2.2 Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ПАО "ТНС энерго Марий Эл", утвержденного решением Совета директоров ПАО "ТНС энерго Марий Эл" от 28 декабря 2016 года
N 219-с/16 (далее - Положение).По данному факту в отношении заместителя генерального директора ПАО "ТНС энерго Марий Эл" по экономике и финансам Шалиткина А.В. должностным лицом Марийского УФАС России "дата" составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.Признавая Шалиткина А.В. виновным в совершении административного правонарушения, должностное лицо антимонопольного органа, проанализировав положения статей 2 - 4 Федерального закона
N 223-ФЗ, пункты 10.2.2, 10.6.1, 10.7.2 Положения, установив отсутствие в Положении установленного срока размещения в ЕИС извещения о закупке, проводимой в форме открытого запроса предложений, в отличие от иных процедур, предусмотренных Положением, при этом приняв во внимание пункт 10.2.2 Положения, которым предусмотрено, что при открытом запросе предложений официальная публикация извещения в ЕИС осуществляется в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 223-ФЗ, пришло к выводу о противоречии Федеральному закону N 223-ФЗ срока окончания подачи предложений, установленного менее 20 дней с даты размещения извещения о проведении запроса предложений.Оставляя без изменения постановление о назначении Шалиткину А.В. административного наказания, судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл признал правильными сделанные в нем выводы о допущении должностным лицом заказчика нарушения требования части 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ. С вынесенными по делу решениями нельзя согласиться по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.Частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации сроков размещения в ЕИС информации о закупке. Таким образом, данная норма является отсылочной, и ее применение обусловливает необходимость обращения к положениям Федерального закона N 223-ФЗ.В качестве важной гарантии информационной открытости процедуры закупки в Федеральном законе N 223-ФЗ закреплена обязанность заказчика размещать в ЕИС информацию о закупке.
При этом для конкурса или аукциона, которые должны быть обязательно предусмотрены в положении о закупке, срок размещения в ЕИС извещения об их проведении прямо регламентирован в части 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ. В отношении иных способов закупки, которые могут быть предусмотрены в положении о закупке, таких сроков в законе не установлено, поскольку весь порядок проведения закупок указанными способами должен быть закреплен в положении о закупке (часть 3 статьи 3 названного закона), то есть сроки размещения в ЕИС извещения о таких закупках заказчик определяет самостоятельно в своем положении.Должностное лицо антимонопольного органа, признав
Шалиткина А.В. виновным по части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, фактически распространило действие части 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ в части срока размещения извещения о закупке на такой способ проведения закупки как открытый запрос предложений, исходя из отсутствия в Положении ПАО "ТНС энерго Марий Эл" установленного срока размещения в ЕИС извещения о закупке, проводимой в такой форме, и наличия в пункте 10.2.2 Положения отсылки к статье 4 Федерального закона N 223-ФЗ. Такая позиция представляется неверной, поскольку привлечение к административной ответственности по части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ возможно только за нарушение тех сроков, которые предусмотрены законодательством. Поскольку Федеральным законом N 223-ФЗ, в частности частью 2 статьи 3, на нарушение которой ссылается административный орган, срок размещения в ЕИС извещения о закупке для иных (кроме конкурса или аукциона) способов закупки не предусмотрен, заказчик, который проводит закупку в форме открытого запроса предложений, процедура которой должна быть предусмотрена в положении о закупке, не может признаваться нарушившим требования законодательства. Кроме того, пункт 10.2.2 Положения ПАО "ТНС энерго Марий Эл" не содержит указания о применении срока, установленного частью 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, для размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в форме открытого запроса предложений, вследствие чего подобное расширительное толкование данного пункта Положения должностным лицом Марийского УФАС России представляется необоснованным.Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в связи с чем оснований для привлечения Шалиткина А.В. к административной ответственности не имелось.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление заместителя руководителя Марийского УФАС России от 18 октября 2018 года, решение судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 декабря 2018 года подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. от
18 октября 2018 года N 02-11/460-18, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя генерального директора Публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" по экономике и финансам Шалиткина А. В. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.