судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.
и судей Окуневой Л.А, Репиной Е.В,
при секретаре Будановой Н.С,
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Окуневой Л.А. дело по апелляционной жалобе Давыдовой Н.И. на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 6 ноября 2018 г, которым постановлено:
Административный иск Давыдовой Н.И. к администрации г. Пензы о признании незаконным бездействия администрации г. Пензы, обязании произвести формирование земельного участка и кадастровый учет в отношении дома "адрес", оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Корезина А.А, действующего в интересах административного истца Давыдовой Н.И. и заинтересованного лица ТСН "Полет" на основании доверенностей, поддержавшего жалобу, представителя административного ответчика администрации г. Пензы по доверенности Гурьяновой О.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Давыдова Н.И, являясь собственником квартиры N в многоквартирном жилом доме "адрес", обратилась в суд с административным иском к администрации "адрес", указав, что многоквартирный дом, в котором она проживает, расположен на несформированном земельном участке. В фактическом пользовании жителей дома находится земельный участок, на котором расположены три дома. На ее обращение о формировании земельного участка под многоквартирным домом N по "адрес" администрация г. Пензы письмом от 10 августа 2018 г. N отказала в связи с отсутствием проекта межевания территории, предусмотренного статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Давыдова Н.И, считая такой отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим ее права, просит признать незаконным бездействие администрации г. Пензы и обязать администрацию провести формирование земельного участка и государственный кадастровый учет в отношении дома "адрес".
Октябрьский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Давыдова Н.И. просит отменить решение суда как незаконное, так как судом нарушены и неправильно применены нормы материального права. Полагает неверным вывод суда о том, что поскольку земельный участок, на котором расположены три многоквартирных жилых дома, в том числе спорный жилой дом, сформирован при введении дома в эксплуатацию, следовательно, у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по формированию земельного участка под конкретным домом.
Административный истец Давыдова Н.И, заинтересованные лица ТСЖ "Леонова", ООО "УК "Аспект", извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, Давыдова Н.И. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, иные неявившиеся лица о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело по существу было рассмотрено в отсутствие данных участников процесса.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет 5 мая 2008 г, местоположение границ земельного участка закреплено на местности в соответствии с требованием действующего законодательства.
На указанном земельном участке расположены три многоквартирных жилых дома: N и N по "адрес", N по "адрес".
Дом "адрес" введен в эксплуатацию 21 октября 2013 г.
Давыдова Н.И, являясь собственником квартиры N дома "адрес", обратилась в администрацию г. Пензы 22 июля 2018 г. с заявлением о формировании земельного участка под данным многоквартирным домом.
Письмом от 10 августа 2018 г. N администрация г. Пензы отказала в формировании земельного участка в связи с отсутствием проекта межевания территории, предусмотренного статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснив возможность проведения межевания за свой счет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что отказ администрации г. Пензы в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домов N по "адрес" соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права административного истца.
Между тем, указанные выводы суда являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу положений пунктов 1-5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - вводный закон) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1).
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 3).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).
Из системного толкования вышеназванных норм действующего законодательства следует, что формированию подлежит земельный участок под каждым многоквартирным домом, только подобное формирование земельного участка под отдельно взятым многоквартирным домом порождает право общей долевой собственности собственников помещений в таком доме на сформированный земельный участок.
Формирование земельного участка под несколькими домами независимо от даты его формирования и постановки на кадастровый учет не влечет возникновения в силу закона права собственности на данный земельный участок у собственников помещений в каждом из жилых домов, расположенных на данном земельном участке.
Из материалов дела не следует, что земельный участок под многоквартирным жилым домом N по "адрес" был сформирован, в связи с чем для возникновения права собственности Давыдовой Н.И, иных собственников помещений в указанном жилом доме требуется формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет непосредственно под названным домом, следовательно, обращение Давыдовой Н.И. в администрацию г. Пензы с заявлением о формировании земельного участка является законным.
Выводы в решении о том, что администрацией г. Пензы при вводе в эксплуатацию возведенного многоквартирного жилого "адрес" были соблюдены требования части 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", устанавливающей, что при завершении строительства и сдаче объекта в эксплуатацию соответствующий земельный участок, на котором велось строительство, должен быть поставлен на кадастровый учет, основанием для отказа в удовлетворении административного иска не являются.
Действующее законодательство не отождествляет понятия земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного жилого дома, и земельного участка, необходимого для его обслуживания и эксплуатации. Процедура формирования земельного участка под существующий многоквартирный дом и процедура формирования земельного участка для строительства отличаются как по основанию для их осуществления, так и по правовым последствиям, к которым они приводят.
Отсутствие проекта межевания территории, предусмотренного статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, на что сослалась администрация г. Пензы в письменном отказе от 10 августа 2018 г. N, не могло являться для администрации безусловным основанием для отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка, расположенного в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Вместе с тем, из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П следует, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Из анализа приведенных положений законодательства с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П, следует, что само по себе отсутствие утвержденного проекта межевания не может лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом.
Учитывая, что испрашиваемый Давыдовой Н.И. земельный участок под многоквартирным домом расположен на землях, относящихся к муниципальной собственности, то невыполнение действий, связанных с межеванием территории административным ответчиком нарушает права Давыдовой Н.И. как собственника помещения в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка.
Изложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при разрешении дела, материальный закон применен неправильно, в связи с чем вынесенное решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым административный иск Давыдовой Н.И. удовлетворить, признав незаконным отказ администрации г. Пензы в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом N по "адрес", и обязав администрацию г. Пензы провести предусмотренные законом действия, связанные с формированием земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом и постановкой его на государственный кадастровый учет.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 6 ноября 2018 г. отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Давыдовой Н.И. удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации г. Пензы в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом N по "адрес".
Обязать администрацию г. Пензы провести предусмотренные законом действия, связанные с формированием земельного участка под многоквартирным жилым домом N по "адрес" и постановкой его на государственный кадастровый учет.
Апелляционную жалобу Давыдовой Н.И. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.