Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Моисеевой М.В,
судей: Коженовой Т.В, Чеченкиной Е.А,
при секретаре Семакове В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Галкиной Г. М. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности по перерасчету, взыскании удержанных денежных средств,
по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 07 ноября 2018 года, которым удовлетворены исковые требования Галкиной Г.М.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В, объяснения представителя ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Александровой М.Н. в поддержание доводов жалобы, объяснение истицы Галкиной Г.М, третьего лица, являющегося так же представителем истицы - Копачевой Н.Н, представителя отдела социальной защиты населения в г.Смоленске Крук Е.В, судебная коллегия
установила:
Галкина Г.М, уточнив требования, обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности произвести перерасчет компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг путем исключения данных о переплате истцу денежной компенсации по коммунальной услуге "отопление" в общей сумме... прекращении удержания на будущий период с Галкиной Г.М. соответствующих денежных средств и взыскании удержанной денежной суммы за период... указав, что... после разъяснений сотрудника отдела социальной защиты предоставила документы для получения льготы по услуге "отопление" по лицевому счету N. Льготы по лицевому счету N уже предоставлялись. Однако... в адрес истца поступило уведомление об ошибочном получении льготы по лицевому счету N, в связи с чем, образовалась переплата... которая в дальнейшем была перерасчитана, и в итоге определена равной... На основании соответствующего уведомления с дальнейших начислений компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг удерживается 20% в счет погашения образовавшейся переплаты. Отсутствие положительного результата внесудебного урегулирования спора послужило основанием для обращения в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Истица Галкина Г.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Александрова М.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Порядком предусмотрено предоставление лицом сведений о месте регистрации и иных данных. Департамент не имеет возможности самостоятельно собирать информацию о лице, сведения предоставляются самим лицом либо поставщиком услуг. Право истца на выплату не оспаривали, однако полагали требования не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Копачева Н.Н. поддержала правовую позицию истца, отметив обоснованность предъявленных исковых требований.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 07 ноября 2018 года исковые требования Галкиной Г.М. удовлетворены. Суд обязал Департамент Смоленской области произвести Галкиной Г. М. перерасчет компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, исключив данные о переплате Галкиной Г. М. денежной компенсации по коммунальной услуге "отопление" в общей сумме... Обязал Департамент Смоленской области по социальному развитию прекратить удержание на будущий период с Галкиной Г. М. соответствующих денежных средств и выплатить Галкиной Г. М. удержанную денежную сумму за период...
В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по социальному развитию просит отменить решение суда и принять по делу новое, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме. Ссылается на то, что переплата произошла в связи с предоставлением Галкиной Г.М. в сектор Учреждения недостоверных (неполных) сведений.
На апелляционную жалобу поступили возражения Галкиной Г.М, в которых она считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Департамента Смоленской области по социальному развитию не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 3 ст. 160).
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлены конкретные меры социальной защиты инвалидов, в частности, в соответствии с абз. 13 ст. 17 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со ст. 28.2 (далее - Закон N 181-ФЗ) полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления мер социальной поддержки был установлен до 30.06.2015г. постановлением Администрации Смоленской области от 29.03.2007г. N104 "Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, зарегистрированным по месту жительства (по месту пребывания) на территории Смоленской области, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", с 30.06.2015г. - постановление Администрации Смоленской области от 13.11.2015г. N713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов".
Предоставление на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, зарегистрированным по месту жительства на территории Смоленской области (далее - получатели), в соответствии с п. 1 Положения (в редакции, действующей до 03 июля 2015 года) осуществляется в денежной форме путем начисления и выплаты ежемесячно денежного эквивалента 50-процентной скидки на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (далее - денежный эквивалент).
С 30.06.2015г. Порядком предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов" (далее - Порядок), утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 13.11.2015г. N713. Средства на реализацию данных полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с п. 2.1, 2.2. Положения для начисления денежного эквивалента получатель или его представитель подает в сектор социальных выплат, приема и обработки информации Смоленского областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" по месту жительства (месту пребывания) получателя или в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг по месту жительства (месту пребывания) получателя заявление о начислении и выплате денежного эквивалента.
Получатель или его представитель одновременно с заявлением представляет: 1) документ, удостоверяющий личность получателя (если заявление и документы подаются получателем); 2) справку об установлении инвалидности получателю, выданную уполномоченным на то органом; 3) договор социального найма или договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в случае, если информация о сведениях, содержащихся в указанных договорах, не находится в распоряжении органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере жилищно-коммунальных услуг, или подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Смоленской области, муниципальными правовыми актами (далее - органы или организации); 4) квитанции на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения, в случае, если информация о сведениях, содержащихся в указанной квитанции, не находится в распоряжении органов или организаций; 5) документы, содержащие сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае, если указанные документы не находятся в распоряжении органов или организаций; 6) соглашение о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (если у получателя имеется такая задолженность) в случае, если информация о сведениях, содержащихся в указанном соглашении, не находится в распоряжении органов или организаций; 7) справку с места жительства (места пребывания) получателя, содержащую сведения о количестве лиц, зарегистрированных совместно с получателем по месту его жительства (месту пребывания), в случае, если указанная справка не находится в распоряжении органов или организаций; 8) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя получателя (если заявление и документы подаются представителем получателя).
Согласно п.п. 2.4, 2.6, 2.18 Положения денежный эквивалент начисляется получателю с момента обращения, но не ранее возникновения права на его получение до момента окончания установления срока инвалидности.
Решение о начислении и выплате либо отказе в начислении денежного эквивалента принимается отделом (сектором) социальной защиты населения Департамента по месту жительства (месту пребывания) получателя в течение 10 рабочих дней со дня получения от сектора Учреждения либо МФЦ заявлений, указанных в пунктах 2.1, 2.12 настоящего Положения, и документов, указанных в пунктах 2.2, 2.2.1, 2.3, 2.13-2.15 настоящего Положения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Галкина Г.М. является инвалидом II группы по общему заболеванию, указанная группа инвалидности установлена (дата) бессрочно (л.д.10,11).
Галкина Г.М. проживает в спорной трехкомнатной квартире...
Согласно копии паспорта Галкиной Г.М, "данные изъяты" и отметки ПВС Ленинского РОВД она зарегистрирована по месту жительства по адресу: г... (л.д.64-65).
С "данные изъяты" спорная квартира была коммунальной, две комнаты были предоставлены Галкиной Г.М. по договору социального найма жилого помещения, а одну комнату занимали другие лица.
Семья Галкиной Г.М. оплачивала коммунальные услуги по лицевому счету N
(дата) истцом была приобретена по договору купли-продажи третья комната в квартире... с оформлением права собственности на указанное жилое помещение на имя дочери - К. (л.д.31).
Третьей комнате был присвоен лицевой счет N для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
С "данные изъяты" семья Галкиной Г.М. (сама истица и её дочь - К. пользовалась всей трехкомнатной квартирой и оплачивала коммунальные услуги по двум лицевым счетам N
Согласно данным, представленным Отделом социальной защиты населения в Ленинском районе г.Смоленска, денежный эквивалент мер социальной поддержки Галкиной Г.М. был назначен с (дата). на основании постановления Администрации Смоленской области от 29.03.2007г. N104 "Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, зарегистрированных и проживающих на территории Смоленской области, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" по данным, предоставленным ОАО "... ", ООО "... ", СМУП "... " (л.д.151).
Из объяснений Галкиной Г.М. усматривается, что лицевой счет N она не предоставляла в Отделом социальной защиты населения в Ленинском районе г.Смоленска, поскольку считала, что ей не положена льгота на собственное жильё.
Решением Отдела социальной защиты населения в Ленинском районе г.Смоленска Департамента Смоленской области по социальному развитию от (дата) Галкиной Г.М. с (дата) была приостановлена выплата мер социальной поддержки в связи с неуплатой получателем текущих платежей по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в течение 2 месяцев (л.д.158, 158-оборот).
(дата) решением указанного отдела выплата Галкиной Г.М. денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг была прекращена с (дата) в связи с непогашением задолженности или несогласованием срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя о приостановлении выплаты денежного эквивалента (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) (л.д.159).
Вместе с тем, истицей были представлены все квитанции по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, с указанием даты оплаты, свидетельствующей об отсутствии задолженности.
Для возобновления выплаты мер социальной поддержки истице было предложено вновь представить ряд документов, в том числе справку с места жительства и выписки из лицевых счетов.
(дата) истица обратилась в сектор социальных выплат, приема и обработки информации г.Смоленска в Ленинском районе СОГКУ "... " для реализации своего права на возобновление начисления и выплаты денежного эквивалента с заявлением и необходимыми документами.
К указанному заявлению Галкиной Г.М. были приобщены копия паспорта, а также справка, выданная ОАО "... ".
Как следует из объяснений истицы, показывая в секторе социальной защиты наличие в её квартире двух лицевых счетов, по которым она производила оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, спросила у специалистов, положена ли ей льгота на оплату за услугу "отопление" по лицевому счету N на что получила положительный ответ. Ей дали бланк заявления о начислении и выплате денежного эквивалента по N, она его заполнила, сняли копии с лицевых счетов N
Решением Отдела социальной защиты населения в Ленинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию от (дата) Галкиной Г.М, проживающей по адресу: г.., был назначен денежный эквивалент 50-процентной скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг на период с (дата) - бессрочно (л.д.63).
(дата) истец повторно обратилась в отдел социальной защиты населения в г.Смоленске с заявлением о начислении денежного эквивалента по содержанию жилья и найму (л.д.74).
К указанному заявлению прилагалась справка, выданная ОАО "... " и копия договора социального найма жилого помещения (дата) (л.д.77-79).
Решением Отдела социальной защиты населения в Ленинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию от (дата) Галкиной Г.М, проживающей по адресу: (дата), был назначен денежный эквивалент 50-процентной скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг на период с (дата) - бессрочно (л.д.75).
С указанного времени Галкиной Г.М. стали начислять и выплачивать предусмотренную законом льготу в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по оплате за "отопление" по двум лицевым счетам.
(дата) сотрудниками Отдела социальной защиты населения в г.Смоленске Департамента Смоленской области по социальному развитию в адрес Галкиной Г.М. было направлено уведомление, исходя из которого, в... специалистами Отдела социальной защиты населения в г.Смоленске было установлено, что в жилом помещении по адресу:... имеет место разделение лицевых счетов. В связи с чем, был осуществлен запрос в СМУП "... о типе жилья, количестве зарегистрированных граждан и количестве лицевых счетов в данном жилом помещении. Согласно информации, представленной СМУП "... " спорное жилое помещение является коммунальной квартирой, расчет платы за услуги ЖКУ производится по двум лицевым счетам: N, находящейся в собственности К. В комнатах с лицевым счетом N зарегистрированы истица Галкина Г.М. и её дочь Копачева Н.Н, в комнате с лицевым счетом N никто не зарегистрирован. Начисление компенсации расходов и денежного эквивалента производится по месту жительства (месту пребывания) получателя на территории Смоленской области (раздел 1 постановления от 29.03.2007г. N104, п.2.18 постановления Администрации Смоленской области от 13.11.2015г. N713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов"). Указано, что на основании изложенных норм предоставление мер социальной поддержки в отношении комнаты, в которой никто не зарегистрирован, является неправомерным. В связи с этим образовалась переплата за период "данные изъяты" которая будет удерживаться с дальнейших начислений компенсационных расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Галкиной Г.М. в размере 20% до полного её погашения (л.д.52).
В дальнейшем ответчиком сумма переплаты была перерасчитана и уменьшена до "данные изъяты" (л.д.46).
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации предоставление истице льготы явилось следствием принятия уполномоченными органами основанного на указанных выше положений законодательства Российской Федерации в соответствии с представленными документами решения.
Суд первой инстанции исходил также из конституционного принципа равенства прав граждан, и лишение Галкиной Г.М. предусмотренных законом льгот нарушило бы ее право на гарантии социальной защиты, установленные статьей 7 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции и полагает, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Для назначения и получения компенсации оплаты коммунальных услуг гражданину, имеющему право на данную льготу, необходимо обратиться в территориальное структурное подразделение органов социальной защиты населения по месту жительства.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Галкиной Г.М. по месту её проживания по адресу:... начислялись и выплачивались меры социальной поддержки по оплате жилого помещения (наем, содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальных услуг(газоснабжение, водоотведение, холодное водоснабжение, отопление, электроснабжение). Денежные средства ежемесячно перечислялись через отделение связи ФГУП "... " по месту жительства Галкиной Г.М.
Статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (в ред. от 28.13.2013 года) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", определено понятие - место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. N 713, место жительства удостоверяется отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства либо выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Как следует из паспорта Галкиной Г.М. и отметки ПВС Ленинского РОВД она зарегистрирована по месту жительства по адресу:... (л.д.64-65).
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 25.06.1993г. N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Исходя из смысла указанной статьи, СМУП "... " органом регистрационного учета не является, соответственно, не имеет право самостоятельно вносить иные сведения в копии лицевого счета, при условии отсутствия таких сведений в соответствующем отделе УФМС.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что жилое помещение является коммунальной квартирой, опровергаются указанной выше отметкой ПВС Ленинского РОВД, справкой о зарегистрированных лицах по месту жительства и иными доказательствами по делу.
Несмотря на то, что Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит непосредственного определения понятия коммунальной квартиры, по смыслу положений части 1 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации под коммунальной квартирой понимается квартира, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, которые обладают самостоятельными правами в отношении занимаемых ими комнат.
В данном случае,... имеет несколько жилых комнат, но в которых проживает одна семья, истица Галкина Г.М. приходится как членом семьи нанимателя так и членом семьи собственника - своей дочери К. они полноправно пользуются полностью всей квартирой.
В силу положений п. 4.23 Порядка предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 13.11.2015г. N713 излишне выплаченная компенсация расходов удерживается с получателя в случае, если переплата произошла по его вине. Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате компенсации расходов. При прекращении выплаты компенсации расходов задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине Департамента или Учреждения, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
В рассматриваемой ситуации предоставление истице льготы явилось следствием принятия такого решения соответствующими должностными лицами, в отсутствие сведений о допущенной ими счетной ошибке или недобросовестности со стороны Галкиной Г.М. (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, примененных судом при разрешении настоящего дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе) судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 07 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.