Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Коржакова И.П,
судей - Дмитриевой Г.И, Шнытко С.М,
при секретаре - Скорубской Г.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тарасовой Ольги Николаевны на решение Починковского районного суда Смоленской области от 25 сентября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Шнытко С.М, объяснения Тарасовой О.Н. и ее представителя Клименко В.В. в поддержание доводов жалобы,
установила:
Тарасова О.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации на однокомнатную.., общей площадью N, жилой площадью N в.., предоставленную в (дата) году, ссылалась на то, что проживает в квартире вместе с супругом Тарасовым Ю.Д, отказавшимся от приватизации жилого помещения в ее пользу, иного жилья не имеет, ранее в приватизации не участвовала, ответчик уклонился от разрешения данного вопроса в добровольном порядке.
Определениями суда от 15.06.2018, 04.07.2018, 03.09.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены (соответственно): Министерство обороны РФ, ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее - ФГКУ "Западное РУЖО" МО РФ).
Истец Тарасова О.Н. в ходе судебного заседания требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Департамента жилищного обеспечения МО РФ, Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ, ФГКУ "Западное РУЖО" МО РФ, третьего лица - Тарасова Ю.Д, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В письменных возражениях ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ указало на то, что спорная квартира самостоятельным объектом права не является, ее собственник разрешения на приватизацию не давал.
Решением Починковского районного суда Смоленской области от 25.09.2018 в удовлетворении исковых требований Тарасовой О.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истцом ставится вопрос об отмене решения, принятии нового - об удовлетворении исковых требований в полном объеме ввиду нарушения норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорная квартира является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны РФ, предоставлена Тарасовой О.Н. на состав семьи из N человек (она, супруг Тарасов Ю.Д.) "данные изъяты" Московского военного округа Министерства обороны СССР, в ней истец и ее супруг сохраняют регистрацию по настоящее время. Тарасов Ю.Д. от приватизации спорной квартиры отказался в пользу истца.
При обращении Тарасовой О.Н. в Департамент жилищного обеспечения МО РФ с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, ей в этом было отказано, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая Тарасовой О.Н. в иске, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 217 ГК РФ, ст.ст. 2, 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", нормами ранее действовавшего законодательства - ст. 47 ЖК РСФСР, а также п. 2 постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", пришел к выводу о том, спорная квартира отнесена к числу служебных жилых помещений. Собственником решение об ее исключении из числа служебных не принималось. Договор социального найма с истцом не заключался, в связи с чем оснований для признания права собственности на жилое помещение в порядке приватизации не имеется.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда ввиду следующего.
Статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений (ст. 4 Закона).
Статьей 6 Закона определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными передавать жилые помещения, а также государственными учреждениями, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества (ст. 209 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Учитывая, что в силу ч. 2 ст. 92 ЖК РФ изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью; спорная квартира, как предоставленная истцу "данные изъяты", отнесена к числу служебной, доказательств утраты этого статуса в настоящее время в материалах дела не имеется, а по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат, судебная коллегия считает, что в силу ст. 2 указанного выше Закона основания для приобретения спорной квартиры в собственность истца в порядке приватизации отсутствуют.
Доводы жалобы о том, что выделение квартиры для проживания семье Тарасовой О.Н. не связано с трудовыми отношениями с МО РФ, предоставлено в связи со сносом.., расположенного в.., в котором ранее истец занимала... "данные изъяты", правового значения не имеют, поскольку это не свидетельствует о предоставлении истцу спорного жилья по договору социального найма.
Суждения жалобы о том, что признаком служебного жилого помещения (до (дата) ) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение, что отсутствует в данном спорном правоотношении, основанием для отмены решения суда не является, т.к. каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Поскольку ответчики возражают против передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации, то основания для признания права собственности на нее за истцом, отсутствуют.
Кроме того, для возникновения отношений социального найма необходимо признание лица малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, а также его постановка на учет; при этом жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия на учет (ч.2 ст.49, ст.52 ч.1 ст.57 ЖК РФ), что в данном случае места не имеет.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Починковского районного суда Смоленской области от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасовой Ольги Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.