Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Дубинина А.И.
судей
Криволаповой Е.А, Шеховцовой Э.А.
с участием секретаря
Кузьмичевой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя Долбышенко..,
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 октября 2018 года,
по исковому заявлению Черняк... к администрации города Ставрополя о признании незаконным решение, об исключении молодой семьи из списка молодых семей для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе",
заслушав доклад судьи Дубинина А.И,
установила:
Черняк М.В. обратился в Октябрьский районный суд города Ставрополя с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя о признании незаконным решения об исключении молодой семьи из списка молодых семей для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе", мотивируя требование тем, что в городе Ставрополе принята муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" (далее ? Программа). Указанная Программа направлена на решение жилищных проблемы молодых семей города Ставрополя, связанных с низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов (займов), низким уровнем доходов граждан. Данные обстоятельства делают невозможным приобретение жилья гражданами только за счет собственных средств.
Семьей Черняк в 2009 году было подано заявление для участия в указанной Программе.
Постановлением главы г. Ставрополя от 30.06.2009 N 2035 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" семья Черняк... в составе 3-х человек (Черняк..,... года рождения, его супруга Черняк... г.р. и сын ? Черняк..,... г.р.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе.
Семья Черняк включена в Программу на основании заявления от 03.08.2009 и поданных документов с присвоением номера в очереди 880, о чем Жилищное управление администрации г. Ставрополя сообщило в своем уведомлении. На этом же уведомлении на оборотной стороне уполномоченным лицом Жилищного управления администрации г. Ставрополя проставлялись отметки об очередном номере, например, на 10.12.2012 (N680), на 01.09.2011 (N653), на 01.09.2012 (N607), на 30.08.2013 (N520), на 01.09.2014 (N561), на 01.09.2015 (N 481), на 01.10.2016 (N420).
Постановлением администрации г. Ставрополя от 15.03.2017 N 430 "О внесении изменения в состав молодой семьи, признанной участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" было внесено изменение в состав семьи в связи с рождением дочери, Черняк.., 2016 года рождения.
Письмом от 27.02.2018 N 08/06-1759с комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее также - комитет) предложил подтвердить нуждаемость молодой семьи в жилом помещении и представить в срок до 07.03.2018 документы, в частности, паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении ребенка, домовую книгу и т. д. Все затребованные комитетом документы были представлены.
Уведомлением от 27.04.2018 N 08/19-3751с комитет сообщил, что семья Черняк исключена из списка молодых семей для участия в Программе.
К указанному уведомлению приложено постановление главы города Ставрополя от 26.04.2018 N 742, которым из приложения к постановлению главы г. Ставрополя от 30.06.2009 N 2035 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" исключен пункт 11.
В качестве основания для исключения из списка молодых семей для участия в Программе комитет и администрация г. Ставрополя сослались на п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
Считает указанное постановление главы города Ставрополя от - 26.04.2018 N 742 "О внесении изменения в приложение к постановлению главы г. Ставрополя от 30.06.2009 N 2035 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" и решение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выраженное в уведомлении от 27.04.2018 N08/19-3751с незаконными.
Как видно из текста уведомления от 27.04.2018 причиной исключения молодой семьи из списка участников Программы послужила ссылка на непредставление документов (копий финансовых лицевых счетов, выписок из домовых книг, документов, подтверждающих право пользования жилыми помещениями или свидетельств о государственной регистрации права собственности жилыми помещениями) на помещение по.., общей площадью 45, 9 кв.м, принадлежащее на праве собственности сестре Черняк.., Костыговой.., в котором на день подачи заявления (25.05.2009) и по настоящее время проживает семья Черняк; на жилое помещение по адресу: КЧР, город.., в которой Черняк М. В. был зарегистрирован в период с 15.07.2000 по 27.06.2006, и на жилое помещение по адресу: г... в котором Черняк М. В. был зарегистрирован в период с 05.07.2006 по 03.12.2008.
Однако, как видно из раздела 6 Программы предоставление таких документов в 2009 году не требовалось.
Из уведомления Жилищного управления администрации г. Ставрополя о том, что семья Черняк на основании представленных документов и заявления от 03.08.2009 является участницей Программы следует, что представленных заявителем Черняк М.В. в 2009 году документов было достаточно для включения в список участников Программы.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 октября 2018 года, исковые требования Черняк М.В. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным и отменил постановление главы города Ставрополя от 26.04.2018 N 742 "О внесении изменения в приложение к постановлению главы г. Ставрополя от 30.06.2009 N 2035 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" и решение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выраженное в уведомлении от 27.04.2018 N08/19-3751с.
Суд обязал администрацию города Ставрополя восстановить семью Черняк, состоящую из 4-х человек: Черняк.., 1983 г. р, его супруги Черняк.., 1984 г.р, сына Черняк.., 2008 г.р. и дочери Черняк.., 2016 г. р. в списке граждан, состоящих на учете в администрации города Ставрополя в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" с даты подачи заявления в администрацию города Ставрополя с 2009 года.
Требование об обязании администрацию города Ставрополя направить сведения об указанной семье в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для формирования сводных списков - оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя Долбышенко С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Черняк М.В. в полном объеме. Администрация г. Ставрополя не согласна с решением, в части удовлетворения заявленных требовании, считает его незаконным подлежащим отмене. Из представленных истцом документов, следует, что Черняк М.В. в период с 15.07.2000 до 27.06.2006 был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Карачаево -Черкесская Республика, г..., в период с 05.07.2006 по 03.12.2008 был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: СК, г.Ставрополь,... Истцом не были представлены документы на вышеуказанные жилые помещения, что не позволяло установить являлась ли семья Черняк нуждающейся в улучшении жилищных условий за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи Черняк общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи. На основании п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Ответчики извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца Черняк М.В. третье лицо Черняк И.Ю. обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Во исполнение условий Федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Черняк М.В. и Черняк И.Ю. заключили совместный брак 07.06.2008 (л.д. 86).
18.11.2008 в совместном браке Черняк М.В. и Черняк И.Ю. родился Черняк... (л.д. 101).
03.08.2009 Черняк М.В. и Черняк И.Ю. подали в администрацию города Ставрополя заявление о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы молодую семью в составе 3 человек (л.д. 97).
На момент обращения с указанным заявлением заявители проживали в квартире N... города Ставрополя (л.д. 88-91).
Постановление администрации города Ставрополя N 493 от 19.08.2009 Черняк М.В. с составом семьи 3 человека признан гражданином в качестве участника муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" (л.д.98).
Черняк М.В. уведомлен заведующей отделом жилищного управления администрации города Ставрополя о том, что на основании представленных документов и заявления от 03.08.2009 его семья из 3 человек является участницей муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" (л.д. 99).
Черняк М.В. подал главе города Ставрополя заявление о внесении изменений в сведения, о его семье указав на рождение у него 08.01.2016 дочери Черняк Д.С. (л.д. 100).
Постановлением администрации города Ставрополя N 430 от 15.03.2017 "О внесении изменений в состав молодой семьи, признанной участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" в состав семьи Черняк М.В. признанной участником муниципальной целевой программы включена дочь Черняк Д.М. 2016 года рождения (л.д. 105).
27.02.2018 в адрес Черняк М.В. и Черняк И.Ю. заместителем руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом направлено уведомление о необходимости предоставления документов для включения в список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году (л.д. 111-112).
02.04.2018 Черняк М.В. обратился с заявлением к главе города Ставрополя с просьбой включить в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года, мероприятии "Обеспечение жильем в молодых семей в Ставропольском крае" подпрограммы "Жилище" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя", изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году (л.д.114).
26.04.2018 постановлением администрации города Ставрополя N 742 внесены изменения к постановлению главы города Ставрополя от 30.06.2009 N 2035 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" исключен пункт 11 на основании пункта 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.113).
27.04.2018 Черняк М.В. уведомлен об исключении его семьи из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечении жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года". Основанием для исключения семьи Черняк М.В. из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе послужило не предоставление копий финансовых счетов, выписок из домовых книг (поквартирных карточек, похозяйственных книг", документов подтверждающих право пользование жилыми помещениями, свидетельств о государственной регистрации права собственности на жилые помещения, в которых проживал Черняк М.В. в период с 15.07.2000 по 27.06.2006 по адресу Карачаево-Черкесская Республика, город... и в период с 05.06.2006 по 03.12.2008 по адресу город Ставрополь... А также не предоставление документа подтверждающего право пользования квартирой N 123 по... на момент подачи заявления 25.05.2009. Отсутствие указанных документов не позволяло установить, являлась ли семья Черняк М.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий за 5 лет, предшествовавших дате подачи заявления, а также определит уровень обеспеченности членов семьи Черняк М.В. общей площади жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений принадлежащих членам семьи (л.д. 115).
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. 3,4 ст. 52, п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом установленных фактических обстоятельств пришел к выводу, что у администрации города Ставрополя не имелось оснований для исключения семьи Черняк М.В. из списка нуждающихся в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года", поскольку она отвечала предъявленным требованиям на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части 2 статьи 31 ЖК РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм отказ в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по данному основанию допускается и в отношении молодой семьи.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 29 постановления "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснил, что, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Поскольку судом первой инстанции не в полном объеме были установлены значимые по делу обстоятельства, к материалам дела судебной коллегией приобщены новые доказательства, которые не были исследованы судом первой инстанции.
Из представленных в апелляционную инстанцию новых доказательств следует, что Черняк М.В. с 15.07.2000 по 27.06.2006 проживал и был зарегистрирован в жилом доме расположенном по адресу Карачаево-Черкесская Республика, город... принадлежащем его бабушке Царьковой... Общая площадь жилого дома 72.3.кв.м. В указанные период времени в данном жилом доме также была зарегистрирована Царькова...
В период с 05.06.2006 по 03.12.2008 Черняк М.В. был зарегистрирован и проживал по адресу город Ставрополь ул....
Данная квартира принадлежит его матери Черняк Е.А. Площадь квартиры составляет 38.50 кв.м. В указанный период в данной квартире был зарегистрирован только Черняк Е.А.
Решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года N184 установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв.м, общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
Являясь членом семьи собственника жилого помещения по адресу город.., Черняк М.В. сохранял право пользования этой квартирой, в которой была обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более 12 квадратных метров, в связи с чем не являлась нуждающейся в жилом помещении.
После вселения Черняк М.В. в жилое помещение по адресу: г. Ставрополь.., на каждого члена молодой семьи Черняк М.В. стало приходиться по 9,48 кв. м, что менее установленной решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года N184 установленной учетной нормы площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв.м..
Таким образом, действия Черняк М.В. по снятию с регистрационного учета по месту жительства в квартире, в которой он как член семьи собственника была обеспечена общей площадью жилого помещения в размере более 12 квадратных метров, а также его добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением привели к искусственному созданию нуждаемости в жилье и к ухудшению ею своих жилищных условий, что в силу статьи 53 ЖК РФ исключало возможность признания семьи Черняк М.В. нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и реализации им права на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009года".
При таких данных основания для принятия главой города Ставрополя оспариваемого постановления имелись.
Каких-либо нарушений порядка принятия оспариваемого решения не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в указанной части.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов о несогласии с решением в части отказал в удовлетворении требований о возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности направить сведения об указанной семье в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для формирования сводных списков, то есть в указанной части решение суда ответчиком не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом судебной проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы представителя ответчика, а потому решение суда в указанной части подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 октября 2018 года в части: признания незаконным и отмене постановление главы города Ставрополя от 26.04.2018 N 742 "О внесении изменения в приложение к постановлению главы г. Ставрополя от 30.06.2009 N 2035 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" и решение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выраженное в уведомлении от 27.04.2018 N08/19-3751с;
возложении на администрацию города Ставрополя обязанности восстановить семью Черняк, состоящую из 4-х человек: Черняк... 1983 г. р, его супруги Черняк.., 1984 г.р, сына Черняк.., 2008 г.р. и дочери Черняк.., 2016 г. р. в списке граждан, состоящих на учете в администрации города Ставрополя в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года" с даты подачи заявления в администрацию города Ставрополя с 2009 года - отменить.
Принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.