Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шишова М.А. на решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 19 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении Шишова Максима Андреевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО1 N от 14 сентября 2018 года должностное лицо - главный бухгалтер ФГКУ "СПСЧ ФПС по Тверской области" Шишов М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Твери от 19 ноября 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Шишова М.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, главный бухгалтер ФГКУ "СПСЧ ФПС по Тверской области" Шишов М.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ограничиться устным замечанием, поскольку совершенное деяние только формально имеет признаки вменяемого административного правонарушения, существенно не нарушает охраняемые общественные отношения, не привело к каким-либо вредным последствиям.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявили, руководствуясь п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ признаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 9 вышеуказанного закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений. Содержание вышеуказанных Инструкций соответствует вышеназванным нормам федеральных законов.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки в ФГКУ "СПСЧ ФПС по Тверской области" установлено искажение в регистрах бухгалтерского учета по счету 01 "Имущество, полученное в пользование" и соответственно годовой бюджетной отчетности по состоянию на 01 января 2018 года, выразившееся в занижении строки 010, 015 "Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах" в составе ф. 0503130 "Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицитов бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" в связи с неотражением стоимости неисключительных прав использования результата интеллектуальной деятельности в сумме 4500,00 рублей (отражено - 27900,00 рублей, следовало - 32400,00 рублей), чем нарушены пп. 5, 6, 7 п. 1 ст. 162, п. 1, 2 ст. 264.1 БК РФ, ч. 1 ст. 13 ФЗ от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ, п. 3, 4, 332 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года N 157н, п. 7, 20 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н.
Нарушение допущено главным бухгалтером - начальником финансовой части, ответственным за ведение бюджетного учета и своевременное представление полной и достоверной бюджетной отчетности: главным бухгалтером ФГКУ "СПСЧ ФПС по Тверской области" Шишовым М.А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 протокола об административном правонарушении N от 29 августа 2018 года в отношении главного бухгалтера ФГКУ "СПСЧ ФПС по Тверской области" Шишова М.А.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО1 N от 14 сентября 2018 года должностное лицо - главный бухгалтер ФГКУ "СПСЧ ФПС по Тверской области" Шишов М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Факт совершения Шишовым М.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, подтвержден материалами дела, а именно: приказом Управления Федерального казначейства по Тверской области от 16 июля 2018 года N "О проведении плановой выездной проверки"; удостоверением на проведение проверки N; выпиской из приказа от 19 июля 2016 года N о назначении Шишова М.А. на должность главного бухгалтера; копией положения об учетной политике ФГКУ "СПСЧ ФПС по Тверской области"; копией должностного регламента с листом ознакомления Шишова М.А.; копией оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 за 2017 год; копией сублицензионного договора N от 17 мая 2017 года; копией счета N от 14 июня 2017 года; копией акта на передачу прав N от 14 июня 2017 года; копией платежного поручения от 02 августа 2017 года N; копией заявки на кассовый расход от 01 августа 2017 года; копией баланса ФГКУ "СПСЧ ФПС по Тверской области" на 01 января 2018 года; протоколом об административном правонарушении N от 29 августа 2018 года, и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка.
Все доказательства, собранные по делу, судьей оценены правильно, с учетом статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Считаю, что судья районного суда обоснованно не применила в данном случае положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что данное правонарушение является малозначительным, поскольку существенно не нарушает охраняемые общественные отношения, не привело к каким-либо вредным последствиям, совершено впервые и по неосторожности, не могут быть приняты во внимание.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в Постановлении от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", что малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.15.6 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица Шишова М.А. к исполнению своих должностных обязанностей.
Совершение правонарушения впервые и по неосторожности не может быть безусловным основанием для применения положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО1 от 14 сентября 2018 года Шишову М.А. было назначено минимальное наказание, предусмотренное за данное правонарушение, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Данная мера наказания соразмерна совершенному правонарушению, оснований для переоценки данного вывода не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, не усматриваю.
С учетом изложенного, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО1 от 14 сентября 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 19 ноября 2018 года отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ судья,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО1 N от 14 сентября 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 19 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении Шишова Максима Андреевича оставить без изменения, жалобу Шишова М.А. - без удовлетворения.
Судья Е.А. Каширская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.