Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего - Магомедовой А.М.,
судей - Гебековой Л.А, Алиевой Э.З,
при секретаре Алиеве А.Г..
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности Сонбулатова У.Г. на решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 24 октября 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Сонбулатовой Ларисы Магомедкариновны к администрации муниципального района "Казбековский район" Республики Дагестан о возложении обязанности включить ее в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежащей обеспечению жилым помещением, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гебековой Л.А, судебная коллегия
установила:
Истица Сонбулатова Л.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района "Казбековский район" Республики Дагестан о возложении обязанности включить ее в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежащей обеспечению жилым помещением.
В обосновании исковых требований указала, что девичьей фамилией Сонбулатовой Л.М. является "Нуцалханова". Последняя родилась 19 августа 1985 года в с. Алмак Казбековского района Республики Дагестан, и родителями истицы являлись: отец - Нуцалханов Магомедкарин Хочбарович, 05 декабря 1957 года рождения, умер 18 июня 2001 года, мать - Нуцалханова Асия Багавдиновна, 06 июля 1965 года рождения, умерла 01 октября 2003 года. Таким образом, родители Сонбулатовой Л.М. умерли до достижения его доверительницы 18-летнего возраста. После смерти родителей Сонбулатова Л.К. вместе с младшей сестрой Нуцалхановой М.М. стали проживать у своей бабушки в г..Хасавюрте Республики Дагестан -Исмаиловой Солтангиз Сайбулаевны. Последняя занималась содержанием и воспитанием Сонбулатовой Л.М. и Нуцалхановой М.М. до замужества обеих. Когда истице исполнилось 18 лет, на основании постановлением главы администрации муниципального района "Казбековский район" Республики Дагестан N 20 от 17 февраля 2004 года, Сонбулатова Л.М. была назначена попечителем младшей сестры Нуцалхановой М.М... Однако, по халатности работников органа опеки и попечительства Казбековского района Республики Дагестан его доверительница не оказалась в списке детей, оставшихся без попечения родителей, в связи, с чем Сонбулатовой Л.М. пришлось обратиться в суд и исправить данную несправедливость. Решением Казбековского районного суда Республики Дагестан от 04 апреля 2018 года истица признана оставшейся без попечения родителей.
Поскольку государство взяло на себя обязанность обеспечить вне очереди лиц, оставшихся без попечения родителей, Сонбулатова Л.М. после вступления решения в законную силу, обратилась в администрацию муниципального района "Казбековский район" Республики Дагестан с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежащей обеспечению жилым помещением. В начале сентября текущего года Соибулатовой Л.М. получен ответ, из которого следует, что по достижении 23 лет социальные льготы не распространяются на его доверительницу, а лицо, которое могло на них рассчитывать, утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения. Однако, Сонбулатова Л.М. не согласна с такой постановкой вопроса, так как в соответствии с п.9 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В таких случаях суд выясняет причины, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, суд удовлетворяет требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Таким образом, обязанность по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена законодателем на муниципальные органы. Из смысла указанной нормы закона следует, что право на получение жилья имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, старше 23 лет, которые ранее не реализовали свое право на приобретение жилья, причем верхняя возрастная граница законодательством не определена. Более того, главной причиной несвоевременной постановки Соибулатовой Л.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, является факт отсутствия истицы на учете органа опеки и попечительства Казбековского района Республики Дагестан, как лица, оставшегося без попечения родителей. Таким образом, имеет место ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав Соибулатовой Л.М. в тот период, когда последняя была в "." возрасте. Не имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, истица была лишена возможности знать какими льготами пользуется, в противном случае его доверительница приняла бы ряд мер по постановке на указанный учет. Государство взяло на себя обязательство по льготному обеспечению детей оставшихся без попечения родителей жилым помещением.
С учетом изложенного полагает, что суд имеет право на включение его доверительницы в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на улучшение жилищных условий. Просит суд удовлетворить исковые требования Сонбулатовой Л.М, обязав администрацию муниципального района "Казбековский район" Республики Дагестан включить истицу в список лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежащей обеспечению жилым помещением
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить вышеуказанное решение, приняв по делу новое решение о полном удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что суд не учел, что по халатности работников органа опеки и попечительства Казбековского района РД Сонбулатова Л.М. не оказалась в списке детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем ей пришлось обратиться в судебные органы и исправить данную несправедливость. Решением Казбековского районного суда от 04.04.2018 года она признана оставшейся без попечения родителей.
Поскольку государство взяло на себя обязанность обеспечить вне очереди лиц, оставшихся без попечения родителей, после вступления решения в законную силу она обратилась к главе MP "Казбековский район" с просьбой включить в список лиц по улучшению жилищных условий, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Мне было отказано в этом, ссылаясь на достижение предельного возраста, т.е. с 23 лет социальные льготы не распространяются на меня, а лицо, который мог на них рассчитывать утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Суд не учел и не взял за основу пункт 9 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N9 159-ФЗ, который дает право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, где сохраняется право за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 дет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем отсутствие лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Судом не дана оценка столь важному обстоятельству, как ее на тот период, несовершеннолетие, и халатность органов осуществляющих учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жилым помещением, что и стало одной из причин принятия незаконного решения. В виду этого нельзя считать и пропущенным срок давности, а при необходимости восстановить его.
Доказательства, подтверждающие ее доводы, судом первой инстанции оставлены без внимания, не дана им мотивированная оценка, они не опровергнуты судом, но при этом в нарушении норм материального права по ним не принято законное и обоснованное решение.
Стороны, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд апелляционной инстанции не явились. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело без участия сторон.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с пунктами 1,7 и 9 ст.8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.9 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст.4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что Сонбулатова Л.М. с момента достижения 18-летнего возраста и по достижению 23 лет не обращалась с письменным заявлением в администрацию муниципального района " "адрес"" Республики Дагестан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением Принимая во внимание указанное выше суд правомерно пришел к выводу, что Сонбулатова Л.М. в настоящее время не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку истица обратилась в суд за реализацией своего права на получение жилого помещения в 2018 году в возрасте 33 лет.
Доводы истца о том, что по халатности работников органа опеки и попечительства "адрес" РД она не оказалась в списке детей, оставшихся без попечения родителей, судом проверены.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств в обосновании заявленных требований истцом суду не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности включить ее в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежащей обеспечению жилым помещением, поскольку Сонбулатова Л.М. в настоящее время не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку истица обратилась в суд за реализацией своего права на получение жилого помещения в 2018 году в возрасте 33 лет.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального права Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.