Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО2,
Судей ФИО9 и ФИО3,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя МКУ "Управление образования" г.Махачкалы ФИО7 на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от "дата", представителя Администрации ГО с ВД "г.Махачкала" - ФИО8 на дополнительное решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от "дата".
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителя третьего лица - муниципального казенного учреждения "Управление образования" администрации муниципального образования ГОСВД "город Махачкала" ФИО7, руководителя МБДОУ "Детский сад N" ФИО5, и мнение прокурора ФИО6, полагавших решения суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора по "адрес" г. Махачкалы в интересах Махачкала", МБДУ "Детский сад N" о признании бездействия ответчиков незаконными и обязании их установить систему телевизионного наблюдения в МБДОУ N.
В обоснование исковых требований указал, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных учрежде-ниях, в ходе которой выявлены нарушения требований п. 13 ст. 30 Федерального закона от "дата" N-Ф3 "Технических регламентов о безопасности зданий и сооружений", согласно которому для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, а именно в помещениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу положений Федерального закона от "дата" N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 28 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе обеспечить антитеррористическую защищенность соответствующих объектов образования.
Одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Кроме того, из приложения "В" к СНиП 31-06-2009 следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учрежде-ния.
Проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что изложенные выше требования законодательства в МБДОУ "Детский сад N" не соблюдаются.
В своем объяснении заведующая МБДОУ "Детский сад N" пояснила, что система видеонаблюдения в учреждении отсутствует в связи с отсутствием финансирования.
Пунктом 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Полагая, что осуществление деятельности образовательной деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования ГОсВД "город Махачкала" и МБДОУ "Детский сад N" незаконными, обязать ответчиков установить систему телевизионного наблюдения в МБДОУ "Детский сад N".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Муниципального казенного учреждения "Управление образования" администрации муниципального образования ГОсВД "город Махачкала", привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, ФИО7 просит об отмене или изменении решения суда полностью либо в части определенного судом срока установления системы телевизионного наблюдения в МБДОУ "Детский сад N". Требования п. 13 ст. 30 Федерального закона от "дата" N-Ф3 "Технических регламентов о безопасности зданий и сооружений", не могут быть применены к зданию детского сада N, построенному в 1962 году.
В апелляционной жалобе начальник правового управления Администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО8 просит об отмене решения, мотивируя доводы жалобы следующим:
МБДОУ "Детский сад N" является юридическим лицом, обладающим самостоятельным балансом, имеет свои лицевые счета, а также может быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с Уставом МБДОУ "Детский сад N", отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за МБОУ "Детский сад N" собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за МБДОУ "Детский сад N" собственником этого имущества или приобретенного МБДОУ "Детский сад N" за счет выделенных собственником имущества МБДОУ "Детский сад N" средств, а также недвижимого имущества.
Собственник имущества МБДОУ "Детский сад N" не несет ответственности по обязательствам самого учреждения.
Как указано в самом Уставе МБДОУ "Детский сад N", администрация города не несет ответственности по обязательствам учреждения, только если не будет установлена прямая связь между неисполнением учреждением своих обязательств с учредителем.
Извещенная надлежаще, Администрации ГОсВД "город Махачкала" своего представителя в суд апелляционной инстанции не направила, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от "дата" N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от "дата" N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Судом установлено, что прокуратурой "адрес" г.Махачкалы проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической укрепленности образовательных учреждений района, в ходе которой установлено, что здание МБДОУ "Детский сад N" не оснащено техническими средствами охраны (отсутствует система телевизионного наблюдения), что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Правительством РФ "дата" утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.
Так, Приказом N от "дата" "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образователь-ных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблю-дения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ "дата" разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность учитывается наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от "дата" N, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомст-венной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 названного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятель-ности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федераль-ными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 названного Федерального закона).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от "дата" N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления -ных учреждений.
Утвержденная Президентом РФ "дата" "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по оборудованию здания МБДОУ "Детский сад N" техническими средствами охраны как на образовательное учреждение, так и на администрацию г.Махачкалы поскольку она является органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечи-вает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористи-ческая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учрежде-ния, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Осуществление деятельности дошкольного учебного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Оснований к отмене решения суда по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, судебная коллегия не усматривает, поскольку решение суда первой инстанции об удовлетворении требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата" и дополнительное решение от "дата" оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.