Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хираева Ш.М., судей Гончарова И.А., Джарулаева А-Н.К., при секретаре Яхьяеве Т.Т., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Министерство мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан" (далее ФГБУ "Минмелиоводхоз РД" к администрации ГОсВД "город Махачкала", ООО УК "Новый город" о признании незаконным бездействия администрации г. Махачкалы по устранению неорганизованных накоплений мусора и мусоросборных контейнеров в границах зоны санитарной охраны и загрязнению русла канала им. Октябрьской революции, и обязании администрации г. Махачкалы безотлагательно и в соответствии с требованиями санитарного законодательства принять меры по упорядочению организации площадок для размещения мусоросборных контейнеров и их выносе за пределы зоны санитарной охраны КОР по адресам: "адрес" линии, "адрес", напротив магазина "Мир хозтоваров", "адрес" напротив совхоза "Декоративные культуры", "адрес" у пешеходного моста пос. Н.Кяхулай,
по апелляционной жалобе представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО4 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым административные исковые требования удовлетворены и постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации ГОсВД "город Махачкала" по устранению неорганизованных накоплений мусора и мусоросборных контейнеров в границах зоны санитарной охраны Канала им. Октябрьской революции и загрязнения русла Канала им. Октябрьской революции.
Обязать администрацию ГОсВД "город Махачкала" в соответствии требованиям санитарного законодательства принять меры по упорядочению организации площадок для размещения мусоросборных контейнеров и их выносе за пределы зоны санитарной охраны Канала им. Октябрьской революции по адресам: "адрес" линия, ул. вагонная 7-я линия, "адрес", ул. вагонная 13-я линии, "адрес" напротив "Мир хозтоваров", "адрес" напротив совхоза "Декоративные культуры", "адрес" у пешеходного моста пос. Н.Кяхулай.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К, судебная коллегия
установила:
ФГБУ "Минмелиоводхоз РД", с учетом уточнения иска, обратилось в суд с приведенным выше административным иском. Требования мотивированы тем, что постановлением Правительства РД от "дата" N "Об утверждении схемы территориального планирования Республики Дагестан" определена водоохранная зона Канала им. Октябрьской революции (далее КОР) в пределах города от оси по 15 метров в каждую сторону. В ходе проверки территории Зоны санитарной охраны (далее-ЗСО) КОР ФГБУ "Минмелиоводхоз РД" обнаружено несанкционированное размещение в границах ЗСО контейнеров, предназначенных для сбора мусора. Территория ЗСО загрязнена бытовыми отходами в виде стеклянных, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, бумажных коробок и другим бытовым мусором.
В границах прибрежно-защитной полосы КОР на расстоянии от 2 до 10 метров от бровки канала на отдельных участках происходит скопление разного рода бытового мусора. Данное положение наблюдается напротив жилых домов по адресам: "адрес" линия, 7-я линия, 9-я линия, 13-я линия, "адрес" напротив "Мир хозтоваров", "адрес" совхоз "Декоративные культуры", "адрес" у пешеходного моста пос. Н. Кяхулай. В период дождей и ветров весь мусор попадает в русло КОР.
Истец по вопросу перемещения мусоросборных контейнеров из ЗСО КОРа за пределы указанной зоны, неоднократно обращался в администрацию ГОсВД "город Махачкала", а также в районные Администрации города и Роспотребнадзор по РД. Бездействие администрации г. Махачкалы является нарушением требований Федеральных законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПин 2. "дата"-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", и послужило основанием для обращения с административным исковым заявлением в суд.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился представитель административного ответчика администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО4
В поданной им апелляционной жалобе не отрицается наличие выявленных нарушений, однако выражается несогласие с решением суда, поскольку оно постановлено с неправильным определением фактических обстоятельств административного дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях представитель административного истца ФИО5 и в суде апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО6 указывали о законности и обоснованности судебного акта и о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Административное дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в дел, извещенных о месте и времени судебного заседания (статьи 150, 307 КАС РФ).
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Решение суда отвечает требованиям ст. 176 КАС РФ и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от "дата" N "О судебном решении" о законности и обоснованности.
Разрешая возникший спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.ст. 2 и 42 Конституции России).
По п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией России и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункты 11, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В силу п.п. 5. п. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта России.
Также согласно п. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно положениям ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (ч. 1).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Правительства РД от 28.08.2013 N 413 "Об утверждении схемы территориального планирования Республики Дагестан" определена водоохранная зона Канала им.Октябрьской революции в пределах города от оси по 15 метров в каждую сторону.
Согласно постановлению Главы администрации г. Махачкалы от 21.07.1998 N 348 для КОР установлена зона санитарной охраны - 15 метров от оси канала.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных вод (п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ). В границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов (п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ).
Твердый бытовой мусор от населения, производственный мусор, строительные отходы, отходы древесины и другие материалы, представляющие опасность для окружающей среды и здоровья человека являются опасными отходами.
В соответствии с Федеральным законом от "дата" N 131-ФЗ вопросы по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления городского округа.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в границах зоны санитарной охраны КОР на расстоянии от 2 до 10 метров от оси Канала напротив жилых домов по адресам: "адрес" линия, 7-я линия, 9-я линия, 13-я линия, "адрес" напротив "Мир хозтоваров", "адрес" совхоз "Декоративные культуры", "адрес" у пешеходного моста пос. Н. Кяхулай, происходит скопление бытового мусора, в связи с чем в период дождей и ветров весь мусор попадает в русло КОР.
С учетом приведенных правовых положений, удовлетворяя требования административного искового заявления, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оспариваемого бездействия со стороны администрации ГОсВД "город Махачкала". При этом исходил из того, что невыполнение административным ответчиком возложенной законодательством указанной выше обязанности, создает реальную угрозу безопасности жизни, здоровья неопределенного круга лиц и угрозу экологической безопасности.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает и признает несостоятельными, поскольку из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям ст. 84 КАС РФ. Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.