Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Хираева Ш. М,
судей Гончарова И. А. и Джарулаева А.-Н. К,
при секретаре Яхъяеве Т. Т,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры к Администрации ГОсВД "город Махачкала" о признании незаконным бездействие Администрации ГОсВД "город Махачкала" в непринятии мер по организации водоотведения от многоквартирных домов NN 51 "в" и 51 "г" по ул. Лаптиева г. Махачкалы и обязании Администрацию ГОсВД "город Махачкала" устранить выявленные нарушения и принять меры по водоотведению фекальных стоков из многоквартирных домов NN51 "в" и 51 "г" по ул. Лаптиева г. Махачкала, в соответствии с законодательством Российской Федерации,
Заслушав доклад судьи Гончарова И. А, объяснения прокурора Магомадова А. И, представителя заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по РД Курбановой И. С, судебная коллегия
установила:
Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации ГОсВД "город Махачкала" о признании незаконным бездействие Администрации ГОсВД "город Махачкала" в непринятии мер по организации водоотведения от многоквартирных домов NN 51 "в" и 51 "г" по ул. Лаптиева г. Махачкалы и обязании Администрацию ГОсВД "город Махачкала" устранить выявленные нарушения и принять меры по водоотведению фекальных стоков из многоквартирных домов NN 51 "в" и 51 "г" по ул. Лаптиева г. Махачкала, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В обосновании административного искового заявления указывается на то, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению главы Ленинского района г. Махачкалы Алхасова М. о несанкционированном сбросе сточных канализационных вод в Каспийское море, в том числе из многоквартирных домов NN 51 в и 51 г по ул. Лаптиева г. Махачкалы, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Установлено, что дома NN51 "в" и 51 "г" по улице Лаптиева г. Махачкалы не подключены к централизованной системе водоотведения, в качестве водоотведения из указанных домов с помощью выведенных труб используется канава, которая в последующем по рельефу местности впадает в Каспийское море.
К проверке привлечены представители администрации Ленинского района г. Махачкалы и директор ООО Управляющая компания "ИДЕАЛ-СЕРВИС".
Сброс неочищенных сточных вод из указанных домов осуществляется постоянно, имеет мутный цвет и специфический запах, свойственный хозяйственно-фекальным сточным водам, сброс неочищенных сточных вод носит постоянный характер и противоречит требованиям законодательства об охране окружающей среды.
Из объяснений и представленных документов директора ООО управляющая организация "Идеал Сервис" Исаева Р.И. следует, что многоквартирные дома NN 51 "в" и 51 "г" по улице Лаптева г. Махачкалы обслуживаются 000 Управляющая организация "Идеал Сервис", указанные дома введены в эксплуатацию в 1986 г, по проекту предусмотрена небольшая заглубленная насосная станция для принудительной перекачки фекальных стоков в коллектор, прилегающий по ул. Лаптиева. Насосную не построили, а наружный водоотвод от домов был проложен с противоуклоном, в связи с чем фекальные стоки не поступают в коллектор, пролегающий по ул. Лаптиева, соответственно водоотведение из указанных домов не возможно, в связи с тем, что канализационные трубы направлены в сторону Каспийского моря.
Об имеющихся проблемах с 2001 года по 2018 год сообщалось в администрацию МО "Город Махачкала" и ОАО "Махачкалаводоканал". По указанным обращениям были проведены совещания по устранению проблемы, приняты решения о строительстве предусмотренной проектом насосной станции, однако действенные меры по настоящее время не приняты.
Неисполнение администрацией муниципального образования городской округа "город Махачкала" своих обязанностей по осуществлению в соответствии с действующим законодательством об охране окружающей среды деятельности по организации водоотведения, приему сточных вод, их отводу и сбросу, привело к нарушению ст. 42 Конституции РФ, и принятыми в ее исполнение законами прав неограниченного круга лиц по охране здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни.
Указанные нарушения закона представляет угрозу загрязнения морской среды, что может повлечь за собой гибель микроорганизмов в Каспийском море, а также может явиться причиной инфекционного заболевания населения.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 10 июля 2018 года постановлено: "Административное исковое заявление Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Администрации ГОсВД "город Махачкала", выразившееся в непринятии мер по организации водоотведения от многоквартирных домов NN51 "в" и 51 "г" по ул. Лаптиева г. Махачкалы.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа "город Махачкала" устранить выявленные нарушения и принять меры по водоотведению фекальных стоков из многоквартирных домов NN51 "в" и 51 "г" по ул. Лаптиева г. Махачкала".
В поданной представителем Администрации ГОсВД "город Махачкала" апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, в частности, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Представитель администрации ГОсВД "город Махачкала", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В связи с этим судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 КАС РФ, выслушав объяснения прокурора Магомедова А. И, представителя заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по РД Курбановой И. С, просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Исходя из требований ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, исходил из то Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемые и принадлежат каждому от рождения.
В силу требований статьи 42 Конституции РФ каждому гарантированно право на благоприятную среду.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования город Махачкала" к вопросам местного значения города относиться организация в границах города Махачкалы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Указанные лица обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.
Согласно ст. 43.1. Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст. 39 рассматриваемого Федерального закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с требованиями ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. ст. 2, 21 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении " водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Как усматривается из административного искового заявления, глава Ленинского района г. Махачкалы Алхасов М. обратился в Махачкалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру о принятии мер реагирования к нарушителям природоохранного законодательства и обязании виновных лиц ликвидировать последствия негативного воздействия на окружающую природную среду. Несанкционированный сброс сточных канализационных вод в Каспийское море осуществляется, в том числе, от многоквартирных домов расположенных по адресам: ул. Лаптиева, 51 "в" и "г".
Согласно акту обследования территории, подписанному начальником жилищно-комунального отдела администрации Ленинского района г. Махачкала Магомедовым Ш.А, ведущим специалистом отдела капитального строительства администрации Ленинского района г. Махачкала Абудллаевым А.Ш, помощником Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Насимовым Б.Т, директором ООО "УО ИДЕАЛ-СЕРВИС" Исаевым И.Р. от 08 мая 2018 года, канализационные стоки от многоквартирных домов по ул. Лаптиева, 51 "в" и 51 "г" с 1986 года и по настоящее время стекают на придомовую территорию в сторону моря. Такая ситуация сложилась из-за того, что канализационный коллектор, проходящий по ул. Лаптиева, в который должна была направлена канализация от этих домов, находится по рельефу выше, чем данные дома. При постройке многоквартирных домов по проекту была предусмотрена заглубленная канализационная насосная станция для принудительного откачивания стоков, но ее по неизвестным причинам не построили и канализационные стоки этих домов направили в сторону моря.
К указанному акту приложены фотоснимки.
Из объяснений директора ООО УО "Идеал-Сервис" Исаева И.Р, данных им помощнику Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Насимову Б.Т, и в ходе судебного заседания, усматривается, что многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Махачкала, ул. Лаптиева, 51 "в" и "г", которые обслуживаются 000 УО "Идеал-Сервис" введены в эксплуатацию в 1986 году по проекту предусмотрена небольшая заглубленная насосная станция для принудительной перекачки фекальных стоков в коллектор, прилегающий по ул. Лаптиева. Насосную станцию не построили, а наружный водоотвод от домов был проложен с противоуклоном, в связи с чем фекальные стоки не поступают в коллектор, пролегающий по ул. Лаптиева, соответственно водоотведение из указанных домов невозможно. Ввиду того, что в указанные дома поступают вода и ее водоотведение необходимо, с момента постройки этих домов, канализационные трубы направлены в сторону Каспийского моря и по настоящее время ежедневно фекальные стоки впадают в Каспийское море. Об имеющихся проблемах с 2001 года по настоящее время сообщалось в администрацию МО "город Махачкала", УЖКХ, Водоканализационное хозяйство, и иные органы контроля, по указанным вопросам были проведены совещания по устранению проблемы, приняты решения о строительстве предусмотренной проектом насосной станции, однако действенные меры по настоящее время не приняты. В летнее время возле указанных домов полная антисанитария, сильный запах фекальных масс, заболоченность вокруг, огромное количество насекомых. Любые дезинфекционные работы по обработке подвалов указанных домов не дают результатов связи с указанной проблемой.
Из протокола совещания о ходе подготовки жилья к отопительному сезону УЖКХ администрации г. Махачкалы N1 от 01 сентября 2001 г. усматривается, что на совещании на обсуждение ставился вопрос о перекладке канализации к домам по ул. Лаптиева, 51 "в" и 51 "г".
Из служебной записки начальника МУП ЖЭУ-19 Исаева Р.Н. главе Администрации Ленинского района г. Махачкала усматривается, что заявитель сообщает о необходимости перекладки канализации из-за противоуклона от домов, в том числе по ул. Лаптиева, 51 "г", 51 "в".
Из перечня первоочередных работ по улучшению водоснабжения и водоотведения жилых домов Ленинского района согласованного с директором МУП "Водоканал", главой Ленинского района г. Махачкалы и Главой администрации г. Махачкалы усматривается также вопрос о необходимости перекладки канализационной сети в связи с контруклоном по адресу ул. Лаптиева, 51 "в" и 51 "г".
Кроме того, в материалах дела имеются копии многочисленных обращений в Администрацию г. Махачкала от ООО УО "Идеал-Сервис" по поводу организации надлежащего водоотведения по адресу: г. Махачкала, ул. Лаптиева, 51 "в" и 51 "г".
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что спорные жилые дома на момент введения в эксплуатацию не были оснащены надлежащей системой водоотведения (предусмотренная по проекту насосная станция для принудительной перекачки фекальных стоков в коллектор не построена, а наружный водоотвод от домов был проложен с противоуклоном, откуда без насосной станции канализационные стоки не могут поступать в коллектор), в связи с чем канализационные трубы домов направлены в сторону моря, куда и осуществляется выброс канализационных стоков.
Административным ответчиком не представлено в суд доказательств того, что в вышеуказанных домах организовано надлежащее водоотведение.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что со стороны ответчика имеет место бездействие и требования истца подлежат удовлетворению.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о бездействии администрации ГОсВД "город Махачкала" по принятию мер к организации надлежащего водоотведения от многоквартирных домов по адресу: г. Махачкала, ул. Лаптиева, 51 "в" и 51 "г". Бездействие административного ответчика влечет нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Принятие органом местного самоуправления мер по надлежащей организации водоотведения от многоквартирных домов по адресу: г. Махачкала, ул. Лаптиева, 51 "в" и 51 "г" будет обеспечивать охрану здоровья неопределенного круга лиц, а также способствовать бесперебойному и качественному водоотведению, снижению негативного воздействия на окружающую среду, обеспечению стока паводковых, ливневых вод и предохранение участков от заболачивания, застоя вод.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда первой инстанции, не имеется. Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 10 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГОсВД "город Махачкала" С. Г. Мурадова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.