Кизлярский городской суд
судья Магомедов У.М.
Суд апелляционной инстанции:
Верховный Суд Республики Дагестан
Гончаров И.А,
Хаваев А.Г. (докл.),
Джарулаев А-Н.К.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
г. Махачкала 23 января 2019 года
Президиум Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Суворова С.А,
членов президиума Абдулхалимова М.М, Загирова Н.В, Мустафаевой З.К, Орцханова А.И,
рассмотрел по кассационной жалобе Мусалова М.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республике Дагестан от 2 августа 2018 г. административное дело по административному исковому заявлению Мусалова М.И. к военному комиссариату Республики Дагестан по городам Кизляр, Южно-Сухокумск и Кизлярскому району о признании незаконным решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Республики Дагестан по городам Кизляр, Южно-Сухокумск и Кизлярскому району от 22 июня 2017 г. о зачислении его в запас как лица, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижению возраста 27 лет; и обязании призывной комиссии отдела военного комиссариата Республики Дагестан по городам Кизляр, Южно-Сухокумск и Кизлярскому району принять в отношении него решение в соответствии с положениями статей 28, 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" выдать ему военный билет.
Заслушав доклад члена президиума Загирова Н.В, доводы представителя военного комиссариата Республики Дагестан Махмудова М.А, просившего отклонить кассационную жалобу, президиум
установил:
Мусалов М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату Республике Дагестан по городам Кизляр, Южно-Сухокумск и Кизлярскому району о признании незаконным решение призывной комиссии от 22 июня 2017 г. о зачислении его в запас как лица, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижению возраста 27 лет и обязании призывной комиссии отдела военного комиссариата Республики Дагестан по городам Кизляр, Южно-Сухокумск и Кизлярскому району принять в отношении него решение в соответствии с положениями статей 28, 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", выдать ему военный билет.
Решением Кизлярского городского суда от 16 мая 2018 г. постановлено:
"Административное исковое заявление Мусалова М. И. - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии отдела военного комиссариата Республики Дагестан по городам Кизляр, Южно-Сухокумск и Кизлярский район от 22 июня 2017 г. о признании Мусалова М.И, "дата" года рождения, уроженца "адрес" ДАССР, зарегистрированного по адресу: РД, "адрес", не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать отдел военного комиссариата Республики Дагестан по городам Кизляр, Южно-Сухокумск и Кизлярский район выдать Мусалову М.И, "дата" года рождения, военный билет на основании принятого в соответствии с действующим законодательством решения о зачислении его в запас".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республике Дагестан от 2 августа 2018 г. постановлено:
"Апелляционную жалобу административного ответчика военного комиссариата РД по городам Кизляр, Южно-Сухокумск и Кизлярский район удовлетворить.
Решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 16 мая 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Мусалова М. И. к военному комиссариату Республики Дагестан по городам Кизляр, Южно-Сухокумск и Кизлярский район о признании незаконным решение призывной комиссии от 22 июня 2017 г. о зачислении его в запас как лица, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижению возраста 27 лет и обязании призывную комиссию отдела военного комиссариата Республики Дагестан по городам Кизляр, Южно-Сухокумск и Кизлярский район принять в отношении него решение в соответствии с положениями статей 28, 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", выдать ему военный билет отказать".
В кассационной жалобе Мусалов М.И. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 2 августа 2018 г, а решение Кизлярского городского суда от 16 мая 2018 г. оставить в силе.
В обоснование жалобы указывается, что при отмене решения суда первой инстанции Верховный Суд Республики Дагестан сослался на то, что военный комиссариат Мусалова М.И. не призывал, повесток и других извещений Мусалов М.И. не получал, что правового значения по делу не имеет, поскольку для применения положений ч. 1.1 ст. 28 Закона не требуется факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных ст. ст. 23 и 24 Закона. Однако, он являлся на все медкомиссии, желал служить. В материалах дела и в его личном деле имеется справка, что он работал и работает в Кизлярском МОСП, на что представитель комиссариата отвечал, что невозможно всех желающих направить.
Судом первой инстанции установлено, что Мусалов М.И. неоднократно проходил комиссии и ему предоставлялась отсрочка от призыва. Указанные обстоятельства отражены в учетных карточках. Данные факты не опровергнуты судом апелляционной инстанции, однако, о них умолчали при отмене решения Кизлярского городского суда.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что в период весеннего призыва 2017 г. он, как лицо, достигшее 27-летнего возраста, призыву на военную службу не подлежал.
Он не прошел военную службу по призыву по независящим от него обстоятельствам, что в суде первой инстанции административным ответчиком было подтверждено. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено. Выводы суда апелляционной инстанции о законности обжалуемого решения призывной комиссии являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Х.М. от 25 декабря 2018 г. кассационная жалоба с делом передана на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Дагестан.
Президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судом допущены.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении Мусалова М.И. военным комиссариатом не проводились, в связи с чем удовлетворил административный иск и признал оспариваемое истцом решение призывной комиссии незаконным.
Отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обстоятельств, подтверждающих невозможность прохождения Мусаловым М.И. до достижения им возраста 27 лет, не установлено, следовательно, оспариваемое решение призывной комиссии является законным. Признавая несостоятельными суждения суда первой инстанции о непредставлении административным ответчиком доказательств направления Мусалову М.И. в установленном порядке повесток о явке в отдел военкомата и об отсутствии данных об уклонении заявителя от явки в отдел военкомата, судебная коллегия указала в определении на то, что данные обстоятельства не имеют юридического значения для правильного разрешения дела, поскольку принятие призывной комиссией решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований не поставлено законодателем в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы.
Между тем, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности призывника самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат для призыва.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросам организации призыва граждан на военную службу посвящена статья 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 53-ФЗ).
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что федеральный законодатель принятие призывной комиссией решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований не ставит в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы, является ошибочным.
Поскольку, как установлено судом, в отношении Мусалова М.И. мероприятия по организации призыва на военную службу в период с декабря 2014 г. до достижения истцом возраста 27 лет не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у заявителя отсутствовала, то он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Что касается довода административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения за защитой своих прав, свобод и законных интересов, суд первой инстанции обоснованно отклонил его. Доказательств того, что административному истцу было известно о зачислении его в запас при прохождении 22 июня 2017 года медицинской комиссии ответчиком не представлено.
При таком положении у судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан не имелось оснований для отмены решения Кизлярского городского суда от 16 мая 2018 г. и признания оспариваемого Мусаловым М.И. решения призывной комиссии от 22 июня 2017 г. законным.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 2 августа 2018 г. подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 2 августа 2018 г. отменить, оставить в силе решение Кизлярского городского суда от 16 мая 2018 г.
Председательствующий С.А. Суворов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.