Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Варнавского В.М, Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 4 октября 2018 года по иску Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах Размановой О. В. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Алтайского края" о признании права на получение пенсии с учетом повышения, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Барнаульского гарнизона обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что муж Размановой О.В. - ФИО проходил военную службу на территории "данные изъяты" и в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N4468-I) относится к числу лиц, указанных в подпункте "г" ст. 45 данного Закона N4468-I. Размановой О.В. с ДД.ММ.ГГ назначена пенсии по случаю потери кормильца - мужа ФИО, умершего ДД.ММ.ГГ. Назначение пенсии материальному истцу осуществлено без учета повышения, установленного п. "г" ст. 45 указанного Закона N4468-I. Кроме того, Разманова О.В. получает пенсию по случаю потери кормильца на свою дочь - ФИО1 также без учета указанного повышения. Указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в ст. 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.
Основываясь на приведенных доводах и обстоятельствах, Военный прокурор Барнаульского гарнизона просил признать за Размановой О.В. и ФИО1 право на повышенный размер пенсии в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" с ДД.ММ.ГГ; обязать ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" произвести перерасчет пенсии Размановой О.В. и ФИО1 с ДД.ММ.ГГ по настоящее время в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии и выплатить недоплаченные денежные средства и в дальнейшем выплачивать пенсию с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст.45 Закона N4468-I.
В судебном заседании помощник Военного прокурора Барнаульского гарнизона Коробской М.М. требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" Маслова Т.А. исковые требования не признала по доводам письменного отзыва, согласно которому члены семьи ветеранов боевых действий не относятся к лицам, имеющим право на повышение размера пенсии на основании п. "г" ст.45 Закона, поскольку непосредственно они участниками боевых действий не являлись.
Решением Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
Признано за Размановой О. В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей" с ДД.ММ.ГГ
На Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Алтайского края" возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Размановой О. В. с ДД.ММ.ГГ по настоящее время в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, а также выплатить недоплаченные денежные средства.
На Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Алтайского края" возложена обязанность произвести перерасчет пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГ по настоящее время в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, а также выплатить недоплаченные денежные средства законному представителю - Размановой О. В..
На Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Алтайского края" возложена обязанность в дальнейшем выплачивать Размановой О. В. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей" в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии.
На Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Алтайского края" возложена обязанность в дальнейшем выплачивать законному представителю Размановой О. В. на дочь ФИО1 пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей" в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии.
С решением суда не согласился ответчик.В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, ссылаясь на то, что на основании статьи 36 Закона N 4468-1 размер пенсии по случаю потери кормильца с 01.02.1993 определяется исходя из соответствующих сумм денежного довольствия погибшего. В состав денежного довольствия согласно статье 43 входят должностной оклад, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет. Включение при расчете пенсии иных выплат (надбавок, повышений), получаемых пенсионером на момент смерти, не предусмотрено.
Повышение, на получение которого претендует истец, носит личностный характер и может быть применено только в отношении самого ветерана боевых действий.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Барнаульского гарнизона просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее также - Закон), который предусматривает три вида пенсии, два из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия вывод суда о том, что размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в порядке ст. 43 Закона, то есть от размера тех выплат, право на получение которых имел кормилец, находит верным.
Так, согласно ст. 5 названного Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 Закона, их семьи при наличии определенных условий приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Размеры пенсии по случаю потери кормильца установлены в ст. 36 Закона. Согласно данной правовой норме пенсия по случаю потери кормильца устанавливается семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "б" статьи 21 названного Закона, в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
В соответствии со ст.43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"", вступившим в силу с 01.01.2008, в пункт "г" ст.45 Закона внесены изменения, согласно которым пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
В соответствии со ст.46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст.45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Разманова О.В. являлась супругой ФИО, у супругов имеется дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения.
ФИО проходил службу в "адрес". Умер ФИО ДД.ММ.ГГ. В силу положений подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" он является ветераном боевых действий и относится к лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1.
Разманова О.В. и ФИО1 относятся к членам семьи, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца, с ДД.ММ.ГГ.
Установив обстоятельства, имеющие значение для дела, руководствуясь названными нормами права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку истцы являются нетрудоспособными членами семьи умершего военнослужащего и имеет право как на получение пенсии по случаю потери кормильца, так и на повышение пенсии, предусмотренное п. "г" ст. 45 Закона.
Вопреки доводам жалобы, из системного анализа вышеназванных законоположений следует, что повышение пенсии производятся не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Довод жалобы ответчика о том, что повышение пенсии устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии, не может повлечь отмену решения, поскольку необходимые документы были представлены ответчику при назначении истцу пенсии по случаю потери кормильца, а также в материалы настоящего гражданского дела. Кроме того, право истца производно от права умершего кормильца, имеющего статус ветерана боевых действий.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Поскольку содержащиеся в апелляционной жалобе доводы выводов суда первой инстанции не опровергают и основанием к отмене решения суда не являются, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 4 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.