Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Дмитриевой О.С, Варнавского В.М,
при секретаре Горской О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Виноградовой Натальи Анатольевны на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 02 июля 2018 года по делу
по иску ООО "Победа" к Виноградовой Наталье Анатольевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Победа" обратилось в суд с иском к Виноградовой Н.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик Виноградова Н.А. является собственником нежилого помещения по адресу: "адрес". На основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 24.05.2015 ООО "Победа" осуществляет управление указанным многоквартирным домом с 01.06.2015.
За период с 01.06.2015 по 31.07.2017 задолженность ответчика составила: вывоз и утилизация ТБО - 1 053,47 руб.; отопление - 49 839,84 руб.; ГВС/подогрев ОИ - 4 192,25 руб.; ГВС/вода ОИ - 521,42 руб.; ХВС ОИ - 1 570,10 руб.; текущее содержание жилья - 6 930 руб.; установка ОДПУ - 2 851,20 руб.; обслуживание ОДПУ - 221,76 руб, всего - 66 583,39 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив требования, истец просил взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме 66 858,90 руб, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 299,10 руб.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 02 июля 2018 года, с учетом определения этого же суда от 23 июля 2018 года об исправлении описки, исковые требования ООО "Победа" удовлетворены частично.
С Виноградовой Н.А. в пользу ООО "Победа" взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг с 01.06.2015 по 31.07.2017 в размере 63 216 руб. 53 коп, судебные расходы по уплате государственной пошлины 1 228 руб. 30 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С решением суда не согласилась ответчик Виноградова Н.А, которая в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части, взыскать с нее 35 260 руб. 28 коп.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что плата за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, установка и обслуживание ОДПУ входят в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Истец не указал правовые основания начислять отдельную плату за указанные коммунальные услуги. Кроме того, решением Центрального районного суда г.Барнаула от 20.06.2016 решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по "адрес", которым выбрана в качестве управляющей организации ООО "Победа" и установлен тариф на содержание и текущий ремонт жилья в размере 12, 50 руб, признано недействительным. Полагает, что в таком случае следовало применить тариф, установленный постановлением администрации г.Барнаула от 24.12.2010 N 4320 в размере 7,945 руб. за 1 кв.м.
Общая площадь мест общего пользования для определения холодной и горячей воды на общедомовые нужды составляет 274, 96 кв.м. Расчет платы за холодную и горячую воду на ОДН истец не представил. При этом истец не учитывал в расчетах объем услуги, потребленный в нежилых помещениях, оснащенных ИПУ. В спорном доме имеется несколько нежилых помещений, основное потребление воды у ДЮСШ-Хоккей им А.Черепанова. Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме из месяца в месяц разная и не соответствует установленной судом. Задолженность Виноградовой Н.А. перед ООО "Победа" по ОДН холодной воды составляет 278 руб. 77 коп, ОДН горячей воды - 99 руб. 15 коп.
Таким образом, общая задолженность ответчика составляет 35260 руб. 28 коп.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ООО "Победа" просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ООО "Победа" Джаватова В.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим изменению в части в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права (п.п. 3,4 п. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона и условиями обязательства, односторонний отказ от выполнения обязательства недопустим.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Положениями ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 ст. 157 Жилищного кодекса предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Как следует из материалов дела, ответчику Виноградовой Н.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение Н2 на 1-м этаже жилого дома лит. А, назначение: нежилое, общей площадью 39,6 кв.м, этаж 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии *** от 12.02.2013.
Истец ООО "Победа" осуществляет управление указанным многоквартирным домом с 01.06.2015.
ООО "Победа" заключены следующие договоры, в том числе и в отношении здания по адресу: "адрес": договор холодного водоснабжения N 2475 от 15.06.2015 с ООО "Барнальский водоканал", договор оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов N05/24206 от 01.06.2015 с ОАО "ЭКО Комплекс", договор горячего водоснабжения N 645 от 01.06.2015 с МУП "Энергетик", договор по установке ОДПУ N 694 от 21.07.2015 с ООО "Приборы учета+", договор на обслуживание ОДПУ N 52/16 от 01.06.2015 с ООО "Теплотехник".
Обращаясь с в суд с настоящим иском, ООО "Победа" ссылалось на то, что за период с 01.06.2015 года по 31.07.2017 у Виноградовой Н.А образовалась задолженность за вывоз и утилизацию ТБО в размере 1 053,47 руб.; отопление - 49 839,84 руб.; ГВС/подогрев ОИ - 4 192,25 руб.; ГВС/вода ОИ - 521,42 руб.; ХВС ОИ - 1 570,10 руб.; текущее содержание жилья - 6 930 руб.; установка ОДПУ - 2 851,20 руб.; обслуживание ОДПУ - 221,76 руб. Итого 66 583,39 руб.
В подтверждение размера задолженности ответчика за период с 01.06.2015 по 31.07.2017 ООО "Победа" представило копию финансового лицевого счета ответчика за спорный период.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеприведенных норм, на основании представленных доказательств установил, что ответчик обязательства по оплате услуг по содержанию нежилого помещения и коммунальных услуг не исполняет надлежащим образом, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с Виноградовой Н.А. задолженности за текущее содержание жилья, отопление, ГВС/подогрев ОИ, ГВС/вода ОИ и ХВС ОИ, а также установку прибора учета на отопление.
При этом суд не согласился с расчетом истца в части размера задолженности за отопление, ГВС/ подогрев ОИ, ГВС/вода ОИ, установку прибора учета на отопление, произведя в этой части собственный расчет, согласно которому задолженность ответчика за отопление составила 46 021, 93 руб, ГВС/подогрев ОИ - 4060, 96 руб, ГВС/вода ОИ - 505, 39 руб, установка ОДПУ - 2804,76 руб.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку ответчиком не представлено в материалы дела доказательств полной оплаты задолженности по указанным выше услугам, а произведенный истцом и судом расчет задолженности судебной коллегией проведен и признан правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при расчете задолженности за содержание и текущий ремонт жилья следовало применить тариф в размере 7,945 руб. за 1 кв.м, установленный постановлением администрации г.Барнаула, а не тариф в размере 12,50 руб, судебной коллегией отклоняются.
Внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", от 24 мая 2015 года выбран способ управления домом - управление управляющей организацией ООО "Победа" и утвержден тариф за содержание жилья в размере 12,50 руб.
Как верно указано в жалобе, решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 июня 2016 года данное решение собственников признано недействительным.
Вместе с тем, 11 января 2016 года проведено общее собрание собственников многоквартирного дома по "адрес" в "адрес", которым подтвержден способ управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО "Победа" с 01 июня 2015 года, подтвержден тариф на содержание и текущий ремонт в размере 12, 50 руб.
Указанное решение в судебном порядке не отменено.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, как обосновано указано в жалобе и закреплено в пп. "к" п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, входят в состав работ по содержанию общего имущества.
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, которым в данном споре является ООО "Победа", по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "с" пункта 31 Правил N 354).
Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание наличие решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 16 июля 2015 года, об установке прибора учета тепло-электроснабжения, а также договор установки узла учета тепловой энергии на систему отопления и горячего водоснабжения от 21 июля 2015 года, согласно которому стоимость установки прибора учета составляет 203 700 руб. и включает стоимость самого прибора учета.
При этом, как пояснила представитель истца ООО "Победа" в судебном заседании суда апелляционной инстанции, предъявленная к взысканию с ответчика сумма 2804, 76 руб. является стоимостью самого прибора учета.
Таким образом, установка, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации, расходы же по установке такого оборудования правомерно подлежат взысканию с собственников помещений.
Доводы жалобы о том, что расчет задолженности по услугам ХВС ОИ и ГВС/вода ОИ является неверным, признаются судебной коллегией несостоятельными.
В соответствии с п. 10-13 Приложения N2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу холодное и горячее водоснабжение, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для жилого или нежилого помещения, определяется по следующим формулам:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:
,
где:
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 59 и 43 Правил;
- определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Не соглашаясь с расчетами по услугам ХВС ОИ и ГВС/вода ОИ, произведенными истцом и судом по вышеуказанным формулам, ответчик ссылается на то, что в расчетах не учтен объем услуги, потребленный в нежилых помещениях, оснащенных индивидуальным прибором учета, в частности объем потребления воды ДЮСШ-Хоккей им. А.Черепанова, располагающейся в спорном доме.
Данные доводы судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку, как видно из формул, для расчета задолженности по услугам ХВС ОИ и ГВС/вода ОИ для конкретного нежилого помещения учитываются показания индивидуального прибора учета, отражающие объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в этом нежилом помещении (), а также площадь конкретного нежилого помещения.
Таким образом, количество потребленной воды собственниками других нежилых помещений не влияет на размер платы по данным услугам собственника нежилого помещения N153 Виноградовой Н.А.
Доводы жалобы о том, что при расчетах следовало учитывать только площадь мест общего пользования (лестниц, лестничных площадок, коридора на первом этаже и холла на первом этаже), которая составляет 274,96 кв.м, основаны на неверном толковании норм материального права.
Из приведенных формул следует, что в расчете принимается во внимание общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В жалобе ответчик также ссылается на то, что судом неверно применена в расчетах общая площадь всех жилых и нежилых помещений, поскольку она периодически меняется.
Данный довод не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ответчик не представил относимых и допустимых доказательств того, что площадь жилых и нежилых помещений в доме в спорный период отличалось от той, которая указана в расчетах.
В жалобе ответчик указывает также на то, что задолженность по услуге "отопление" составляет 32 642, 19 руб.
Вместе с тем, согласно расчету ответчика, с которым согласился суд первой инстанции, размер задолженности по данной услуге фактически составляет 46 021,93 руб.
Таким образом, указание на меньший размер задолженности по услуге "отопление" в отсутствие какого-либо обоснования об этом в жалобе не может служить основанием для изменения решения суда в данной части.
Соглашаясь с выводами суда о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности по услугам "текущее содержание жилья", "отопление", "ГВС/подогрев ОИ", "ГВС/вода ОИ" и "ХВС ОИ", "установка ОДПУ", судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о необходимости взыскания с ответчика задолженности по услугам "вывоз и утилизация ТБО", "обслуживание ОДПУ". Доводы жалобы в указанной части заслуживают внимания.
Согласно пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущество включает в себя, в числе прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введено понятие "твердых коммунальных отходов".
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 4 статьи 154 ЖК РФ изложена в новой редакции, в состав платы за коммунальные услуги включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01 января 2017 года (ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N176-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354.
Правила N 354 дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами", приложение N 2 Правил дополнено разделом II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире".
Названным постановлением от 27.02.2017 N 232 внесены изменения и в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, из содержания общего имущество исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Вместе с тем изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 232 от 27.02.2017, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 постановления).
Таким образом, до дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства, предусматривающие включение услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Поскольку в настоящее время соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенное органом государственной власти Алтайского края и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, отсутствует, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Данная услуга входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290.
Также судебная коллегия отмечает, что в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, закреплено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о том, что начисление по услуге вывоз твердых бытовых отходов будет производиться отдельной строкой.
Вместе с тем, в материалах дела соответствующие решения собственников отсутствуют.
Частью 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу п. "к" п. 11 Правил содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Работы по обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290.
Из изложенного следует, обслуживание общедомовых приборов учета входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Материалы дела не содержат сведений о том, что собственниками многоквартирного дома по "адрес" в спорный период принимались решения об утверждении стоимости обслуживания общедомовых приборов учета, а также о том, что такая плата будет устанавливаться отдельно от платы за содержание общего имущества.
С учетом изложенного основания для взыскания задолженности с Виноградовой Н.А. по услугам "обслуживание общедомового прибора учета" и "вывоз и утилизация ТБО" отсутствовали.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным в части размера задолженности и подлежит изменению.
С Виноградовой Н.А. в пользу ООО "Победа" подлежит взысканию задолженность по оплате коммунальных услуг с 01.06.2015 по 31.07.2017 в размере 61 941 руб. 77 коп.
При изменении размера подлежащих взысканию сумм подлежит изменению и размер расходов по уплате государственной пошлины, который составит 1272 руб. 86 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Виноградовой Натальи Анатольевны удовлетворить частично.
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 02 июля 2018 года изменить в части размера задолженности по оплате коммунальных услуг и расходов по оплате государственной пошлины, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с Виноградовой Натальи Анатольевны в пользу ООО "Победа" задолженность по оплате коммунальных услуг с 01.06.2015 по 31.07.2017 в размере 61941 руб. 77 коп, судебные расходы по уплате государственной пошлины 1272 руб. 86 коп".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.