Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И,
судей Еремина В.А, Юрьевой М.А,
при секретаре Тенгерековой Л.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 октября 2018 года
по гражданскому делу по иску Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Восход" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайская краевая общественная организация "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ООО "Восход" о признании незаконным бездействие в необеспечении гражданину возможности производить оплату жилищных услуг и коммунальных платежей путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без вознаграждения за перевод денежных средств через платежных агентов или в кассу ответчика; обязании устранить допущенные нарушения прав потребителей, в части отсутствия альтернативной возможности оплатить жилищные услуги и коммунальные платежи без вознаграждения за перевод денежных средств через платежных агентов или в кассу ответчика.
В обоснование требований указано, что ответчик ООО "Восход" является компанией, обслуживающей жилые дома в г.Рубцовске и на которой в силу закона лежит обязанность по сбору денежных средств с жителей домов, находящихся в управлении ООО "Восход" за предоставленные услуги. В июле 2018 года в ООО "Восход" с заявлением обратилась Кузнецова Т.Н. с просьбой принять у нее денежные средства за коммунальные услуги и обслуживание дома в кассу ответчика без вознаграждения. 24.07.2018 ответчиком дан ответ на заявление, в котором указано, что денежные средства в кассу не принимаются, действующим законодательством не предусмотрен сбор денежных средств за коммунальные платежи без вознаграждения. Указывает, что в связи с отсутствием у жителей домов, находящихся в управлении ответчика, возможности производить оплату платежей без комиссии, им причиняются убытки при внесении обязательных платежей. Кроме того, ответчик предоставляет неполную информацию для потребителей об альтернативе оплаты платежей за содержание и коммунальные платежи без комиссии.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" - Соснов Е.А. требования уточнил, просил обязать ООО "Восход" обеспечить неопределенному кругу лиц возможность производить оплату жилищно-коммунальных услуг и коммунальных платежей путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без комиссии за прием денежных средств через платежных агентов или в кассу ответчика до изменения действующего законодательства.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 18.10.2018 исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Алтайская краевая общественная организация "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не является обязательной к исполнению и не предписывает в качестве обязанности вносить деньги ресурсоснабжающим организациям. Суд не запросил информацию о наличии протоколов общих собраний в ресурсоснабжающих организациях и не привлек их в качестве заинтересованных лиц. У потребителей, проживающих в жилых домах обслуживающих ответчиком, отсутствует возможность производить оплату платежей без комиссии, в связи с чем им причинены убытки. Кроме того, ответчик нарушает действующее законодательство, выразившееся в предоставлении неполной информации для потребителей об альтернативной оплате платежей без взимания комиссии. Указывает, что в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, договором управления ООО "Восход" является исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, входящих в его управление, в связи с чем предоставляет коммунальные услуги, а также требует и собирает на свой расчетный счет оплату за эти услуги. Ответчиком не представлены доказательства организации приема платежей от потребителей без комиссии, в кассу общества, а также невозможности организовать альтернативную возможность оплачивать коммунальные платежи без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истца ответчик просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Порядок внесения платы за коммунальные услуги установлен нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а также иными нормативно - правовыми актами.
Согласно п. 65 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель вправе по своему выбору:
а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами;
г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Согласно ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
При этом, оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через объектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о рациональной платежной системе, если иное не установлено федеральными законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300 "О защите прав потребителей" при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из указанного следует, что физические лица - плательщики за коммунальные услуги, вправе самостоятельно выбирать способ оплаты за эти услуги (наличными денежными средствами с оплатой комиссии, безналичное (бескомиссионное) перечисление, с использованием услуг банков, расчетно-кассовых центров и других организаций, осуществление оплаты потребленного ресурса оказанной услуги) непосредственно ресурсоснабжающей организации (организации, оказывающей услуги) и так далее или осуществлять платежи без взимания комиссии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Восход" является управляющей компанией, обслуживающей более двадцати многоквартирных домов.
Из пояснений сторон в суде первой инстанции следует, что жители многоквартирных домов, управляемых ООО "Восход", оплачивают жилищно-коммунальные услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" с комиссией. По иным платежам за жилищно-коммунальные услуги комиссия не взимается.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения требований, исходя из того, что они заявлены к ООО "Восход" необоснованно, поскольку исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, являются ресурсоснабжающие организации.
Указанные выводы суда мотивированы, основаны на анализе представленных доказательств с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с чем судебная коллегия соглашается.
В силу ч. 4 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей с 03.04.2018) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Исходя из ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, ч.ч. 4 и 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей до 03.04.2018, предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Частью 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (в соответствии со ст. 3 указанного Закона данный документ вступает в силу со дня официального опубликования, то есть с 03.04.2018) было принято и реализовано решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации.
Согласно договору управления, заключенного ООО "Восход" с жителями управляемых им домов, управляющая компания обязана производить начисления платежей собственнику за жилищно-коммунальные услуги, выдачу расчетно-платежных документов не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, принимать у собственника плату за содержание, ремонт общего имущества, а также плату за управление многоквартирным домом, за коммунальные и другие услуги через систему сбора и обработки платежей "Город" и МУП "РКЦ" либо другими способами, не противоречащими действующему законодательству (п. 2.1.7).
Вместе с тем, из представленных в материалы дела протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Восход", следует, что собственники приняли решение о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям и распространили данное решение на правоотношения, возникшие с момента заключения договоров управления.
Доказательств того, что указанные решения признаны недействительными или собственниками принято иное решение, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, поскольку собственниками приняты решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, при этом сведений о взимании комиссии при оплате иных жилищно-коммунальных услуг (за исключением "отопление" и "горячее водоснабжение") ООО "Восход" в материалы дела не представлено, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований к управляющей компании ООО "Восход".
Доводы жалобы об обратном признаются судебной коллегией несостоятельными.
Ссылка на то, что судом к участию в деле не привлечены ресурсоснабжающие организации, не свидетельствует о существенном нарушении судом норм процессуального права, поскольку решением суда их права и интересы не затронуты.
Иные доводы жалобы судебной коллегией проверены и также признаны несостоятельными.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, оснований для которой не имеется.
Процессуальных нарушений, которые в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.