Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А,
судей Медведева А.А, Диденко О.В.
при секретаре Горской О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Шарабарина Сергея Васильевича, Шарабариной Надежды Васильевны к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю о признании права собственности отсутствующим
по апелляционной жалобе истцов Шарабарина Сергея Васильевича, Шарабариной Надежды Васильевны на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 25 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Диденко О.В, судебная коллегия
установила:
Шарабарин С.В. и Шарабарина Н.В. обратились в суд с исковым заявлением к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю (далее Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю") о признании прекращенным (отсутствующим) с 2005 года права собственности Шарабарина С.В. на объекты недвижимости - квартиры, расположенные по адресу: "адрес", с номерами: ***кадастровый номер ***), *** (кадастровый номер ***), *** (кадастровый номер ***); Шарабариной Н.В. на квартиру ***, расположенную по указанному адресу (кадастровый номер ***).
В обоснование требований указано, что в производстве Бийского городского суда Алтайского края находится дело N 2а-2294/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 1 по Алтайскому краю к Шарабарину С.В. о взыскании недоимки по налогу и пени. Вышеуказанные объекты недвижимости не существуют с 2005 года вследствие их полной конструктивной гибели, а потому не являются объектами гражданских прав. Отсутствие объектов недвижимости подтверждается актом обследования, составленным кадастровым инженером Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 26.12.2016, а также актом о сносе, составленным АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" от 23.03.2017; период, с которого отсутствуют спорные объекты недвижимости, подтверждается сведениями, содержащимися в похозяйственных книгах администрации Быстроистокского сельсовета Быстроистокского района Алтайского за 2002-2006 годы. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, спорные объекты недвижимости были постановлены на регистрационный учет 24.08.2013, им присвоены соответствующие вышеуказанные кадастровые номера, в то время как данные объекты недвижимости не существуют с 2005 года. Следовательно, сведения, внесенные ответчиком 24.08.2013 в ЕГРН являлись недействительными, а запись о правах на спорные объекты ничтожной. Между тем, указанные сведения послужили основанием для начисления Межрайонной ИФНС России N 1 по Алтайскому краю налога на имущество физических лиц в отношении несуществующих объектов.
В 2016 году, после получения из Межрайонной ИФНС N 1 требования об уплате налогов на имущество физических лиц за 2015 год, истцы обратились в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю в г.Бийске с заявлением об исключении записи о правах из ЕРГН, на что ответчик указал, что объекты подлежат снятию с регистрационного учета лишь с момента обращения собственника с соответствующим заявлением.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объекты, расположенные по вышеуказанным адресам, были сняты с регистрационного учета только 14.04.2017.
Истцы полагают, что наличие зарегистрированного права после гибели имущества, постановка ответчиком его на регистрационный учет в 2013 году нарушают их права и считают, что таковые у них отсутствуют с 2005 года, то есть с момента фактической гибели имущества, ввиду чего запись в ЕГРН о праве недействительна, а право подлежит признанию прекращенным с 2005 года.
Решением Быстроистокского районного суда Алтайского края от 25 октября 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы Шарабарин С.В, Шарабарина Н.В. просят решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование просьбы автор жалобы, ссылаясь на указанные в иске обстоятельства и анализируя нормы действующего законодательства, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что в отношении зданий, утративших свойства объекта недвижимости, которые не могут использоваться по первоначальному назначению и быть объектами гражданских прав, сведения о них не подлежат сохранению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Решение об отказе в иске нарушает права истцов, учитывая предъявление Межрайонной ИФНС России N 1 по Алтайскому краю иска о взыскании налогов на имущество физических лиц в отношении несуществующих объектов.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истцов Устинова Л.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель ответчика Макарова Я.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Шарабарину С.В. на праве собственности принадлежали квартиры: *** (кадастровый номер ***), *** (кадастровый номером ***), расположенные по адресу: "адрес", государственная регистрация права на которые произведена ДД.ММ.ГГ за *** и ***. *** соответственно.
Также Шарабарину С.В. и Шарабариной Н.В. на праве общей совместной собственности принадлежала квартира с кадастровым номером ***, расположенная по адресу: "адрес", государственная регистрация произведена ДД.ММ.ГГ за ***.
Из справки, выданной администрацией Быстроистокского сельсовета от 27.06.2018 *** следует, что согласно похозяйственного учета домовладения, находящиеся по адресу: "адрес" кадастровым номером ***, "адрес" кадастровым номером ***, "адрес" кадастровым номером *** не существуют с 2005 года, поскольку были разобраны, по вышеуказанным адресам никто не проживает (основание, похозяйственная книга *** за 2002-2006гг.).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, все вышеперечисленные объекты недвижимости на основании заявлений истцов сняты с государственного кадастрового учета 14.04.2017.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что зная о противоречиях между правами на объекты недвижимости и сведениями о них, содержащимися в ЕГРН, правообладателями не предпринималось мер к устранению противоречий до 07.04.2017; на день обращения истцов в суд в ЕГРН внесены соответствующие записи, и право собственности на указанные объекты недвижимости прекращено.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, как основанными на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в том числе и недвижимую, в силу п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации является гибель или уничтожение этого имущества.
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
Наряду со способами защиты гражданских прав, установленными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в абз. 4 п. 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение о способе защиты права, как признание права отсутствующим.
Исходя из данных разъяснений, иск о признании права отсутствующим может быть подан, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами; право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились.
В данном случае такие обстоятельства отсутствуют, и объекты недвижимости сняты с кадастрового учета по заявлению правообладателей 14.04.2017.
При таких обстоятельствах суд верно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Кроме того, с 01.01.20017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), в соответствии с ч. 1 ст. 3 которого государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
На территории Алтайского края регистрирующим органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
При таких обстоятельствах в связи с отсутствием у ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю с 01.01.2017 полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета требования к его филиалу не могли быть удовлетворены судом.
В то же время указанные требования не подлежали удовлетворению и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, которое не может быть признано надлежащим ответчиком по настоящему гражданско-правовому спору.
Из содержания ст. 3 Закона о регистрации следует, что Управление является федеральным органом исполнительной власти, основная функция которого - государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Управление в процессе государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимого имущества находится с юридическими и физическими лицами в рамках административных правоотношений.
Соответственно, Управление как регистрирующий орган не может оспаривать чьих-либо прав на недвижимое имущество.
Вместе с тем, при предъявлении в суд искового заявления ответчиком должно выступать лицо, которое нарушает права и законные интересы истца.
Таким образом, Управление по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком, поскольку в рамках своих полномочий и специфики деятельности может выступать ответчиком только в тех случаях, когда оспариваются действия Управления, нарушающие права истца.
Доводы истцов о том, что наличие в ЕГРН сведений о регистрации права собственности на уничтоженные объекты недвижимости повлекло необоснованное начисление налогов, не являются основанием к отмене постановленного решения, поскольку могут быть заявлены при рассмотрении спора о взыскании налоговых платежей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу истцов Шарабарина Сергея Васильевича, Шарабариной Надежды Васильевны на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 25 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Судья Соловарова С.В. Дело N 33-614/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
29 января 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А,
судей Медведева А.А, Диденко О.В.
при секретаре Горской О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Шарабарина Сергея Васильевича, Шарабариной Надежды Васильевны к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю о признании права собственности отсутствующим
по апелляционной жалобе истцов Шарабарина Сергея Васильевича, Шарабариной Надежды Васильевны на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 25 октября 2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу истцов Шарабарина Сергея Васильевича, Шарабариной Надежды Васильевны на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от 25 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.