Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И,
судей Алешко О.Б, Решетниковой И.Ф.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Чистоозерского сельсовета Завьяловского района Алтайского края на решение Завьяловского районного суда Алтайского края от 11 мая 2018 года по делу
по иску прокурора Завьяловского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Чистоозерского сельсовета Завьяловского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности поставить на кадастровый учёт земельный участок, устранить нарушения гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории поселения.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Завьяловского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Чистоозерского сельсовета Завьяловского района Алтайского края, с учетом уточненного требования просил признать незаконным бездействие Администрации Чистоозерского сельсовета, выразившееся в не постановке на кадастровый учёт земельного участка на котором расположено кладбище, не устранении нарушений гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения: отсутствия на территории сельского кладбища общественного туалета выгребного типа, соответствующего требованиям санитарных норм и правил, непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. Просил обязать Администрацию Чистоозерского сельсовета "адрес" Алтайского края поставить на кадастровый учёт земельный участок, расположенный в "данные изъяты" метрах в южном направлении от "адрес" в "адрес" Алтайского края, на котором расположено кладбище, установить на территории сельского кладбища "адрес" Алтайского края общественный туалет выгребного типа, соответствующий требованиям санитарных норм и правил, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование требований указал, что в ходе проведённой прокуратурой проверки было установлено, что согласно п.1.1 Соглашения о передаче части полномочий органом местного самоуправления "адрес" по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления Чистоозерского сельсовета от ДД.ММ.ГГг. предусмотрено, что полномочия администрации района в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения переданы Администрации Чистоозерского сельсовета.
Однако в нарушение требований законодательства земельный участок, на котором расположено сельское кладбище, Администрацией Чистоозерского сельсовета не поставлен на кадастровый учёт; на территории общественного кладбища, расположенного примерно в "данные изъяты" метрах в южном направлении от "адрес" в "адрес", отсутствует общественный туалет выгребного типа, а также в нарушение требований ст.ст. 25, 26, 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" Администрацией Чистоозерского сельсовета не принято мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, что влечёт нарушение гарантий предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших.
Решением Завьяловского районного суда Алтайского края от 11 мая 2018 года исковые требования прокурора Завьяловского района Алтайского края удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Администрации Чистоозерского сельсовета Завьяловского района, выразившееся в не постановке на кадастровый учёт земельного участка, расположенного ориентировочно в 500 метрах в южном направлении от "адрес", на котором расположено кладбище, не устранении нарушений гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения: отсутствия на территории сельского кладбища общественного туалета выгребного типа, соответствующего требованиям санитарных норм и правил, не принятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
На Администрацию Чистоозерского сельсовета "адрес" Алтайского края возложена обязанность в течение одного года со дня вступления данного решения суда в законную силу, поставить на кадастровый учёт земельный участок, расположенный в 500 метрах в южном направлении от "адрес" Алтайского края, на котором расположено кладбище, установить на территории сельского кладбища "адрес" Алтайского края общественный туалет выгребного типа, соответствующий требованиям санитарных норм и правил, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Чистоозерского сельсовета Завьяловского района Алтайского края просит решение суда отменить в части возложения обязанности на ответчика создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. В обоснование доводов жалобы указал, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела, в пределах предоставленных им полномочий, в том числе определяя лиц, к ведению которых будет относиться выполнение подобных обязанностей. Законодательство не подразумевает императивной обязанности по созданию каких-либо органов местного самоуправления (их структурных подразделений, организаций). Кроме того, законодательством не определен порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, а ее создание повлечет за собой ограничение в работе, а так же монополизирует оказание услуг в сфере похоронного дела.
Судом не дана оценка имеющимся в деле доказательствам, свидетельствующие о том, что бюджет муниципального образования является дефицитным и не может нести дополнительные расходы в части создания специализированной службы.
Также судом не учтено, что при отсутствии возможности по созданию соответствующих служб органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе, что следует из Письма ФАС России от ДД.ММ.ГГ N ***.
В письменных возражениях прокурор Завьяловского района просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку законодательством возложена обязанность на органы местного самоуправления создавать специализированные службы. При этом предоставление похоронных услуг ИП Чудеса О.С. какими-либо доказательствами не подтверждены, правовые акты, обязывающие ИП Чудеса О.С, предоставлять ритуальные услуги на территории поселения отсутствуют.
В суде апелляционной инстанции прокурор Лихторович А.А. поддержал представление, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Алтайского краевого суда, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на территории "адрес" Алтайского края расположено кладбище.
В ходе проведённой прокуратурой проверки было установлено, что согласно п.1.1 Соглашения о передаче части полномочий органом местного самоуправления "адрес" по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления Чистоозерского сельсовета от ДД.ММ.ГГ предусмотрена передача полномочий администрации района в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения администрации Чистоозерского сельсовета.
Однако в нарушение требований действующего законодательства земельный участок, на котором расположено сельское кладбище, администрацией Чистоозерского сельсовета не поставлен на кадастровый учёт. На территории сельского кладбища отсутствует общественный туалет выгребного типа, соответствующий требованиям санитарных норм и правил.
Удовлетворяя заявленные требования частично, признавая бездействия ответчика, выразившееся в не постановке на кадастровый учёт земельного участка, на котором расположено кладбище, не устранении нарушений гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения: отсутствия на территории сельского кладбища общественного туалета выгребного типа, непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, и возлагая на ответчика обязанность устранить указанные нарушения, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, возлагает на органы местного самоуправления обязанность по содержанию места захоронения, постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых местами захоронения, обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение суда оспаривается ответчиком только в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, поэтому в силу положений ст. 327.1 ГПК РФ его законность и обоснованность в иной части судебной коллегии не проверяется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на администрации Чистоозерского сельсовета Завьяловского района Алтайского края лежит обязанность по созданию такой службы.
В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 3 ст. 1, ст. 17 названного закона органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" за органами местного самоуправления закреплены, в том числе и такие обязанности (полномочия), как осуществление организации похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, определение порядка деятельности обозначенных служб (п. 2 ст. 25, п. 1.2 ст. 29).
В соответствии с п. 1 ст. 9 названного закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу ст. 12 указанного закона на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Таким образом, приведенные выше нормы закона, предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.
Однако в нарушение законодательства на территории сельского поселения отсутствует ритуальная служба, ответчиком мер по созданию на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела не предпринимается, что подтверждает наличие незаконного бездействия с его стороны.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете сельского поселения денежных средств на проведение работ созданию специализированной службы, уполномоченной оказывать услуги по погребению, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать, что отсутствие в бюджете сельского поселения денежных средств на проведение работ по созданию специализированной службы, уполномоченной оказывать услуги по погребению, освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, от проведения мероприятий, необходимых для решения названных выше вопросов.
При этом судебная коллегия учитывает, что органы местного самоуправления Завьяловского района Алтайского края обязаны возмещать расходы сельсовета на создание такой службы и иные расходы, связанные с организацией ритуальных услуг.
Доводы жалобы о том, что создание специализированной службы монополизирует оказание услуг в сфере похоронного дела являются несостоятельными, поскольку действия органов местного самоуправления районов, поселений и городских округов по присвоению статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или некоммерческим партнерствам на конкурсной основе, не могут исключать возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 9 Закона о погребении, организациями, не имеющими такой статус.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика администрации Чистоозерского сельсовета Завьяловского района Алтайского края на решение Завьяловского районного суда Алтайского края от 11 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.