Президиум Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ширнина В.П,
членов президиума: Городова В.Н, Карлина А.П, Лобовой О.А,
Немзоровой В.И,
при секретаре Богдан Л.Ф,
рассмотрел кассационную жалобу Алсуфьева Ю. Г. на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 23 мая 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 августа 2018 года по делу
по иску Алсуфьева Ю. Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию досрочно.
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В, объяснения Алсуфьева Ю.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей третьего лица Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю Казарцевой Л.В, Пономаренко С.Н, возражавших против ее удовлетворения, президиум
УСТАНОВИЛ:
Алсуфьев Ю.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края (далее - ГУ - УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию досрочно.
В обоснование заявленных требований указал, что 21 ноября 2017 года обратился в ГУ - УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Решением ГУ - УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края от 28 декабря 2017 года N.6.2 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Алсуфьеву Ю.Г. отказано, при этом в специальный стаж не включены периоды работы во вредных условиях и на подземных работах, имевшие место на территории Республики Казахстан, в связи с отсутствием документов компетентных органов Республики Казахстан, подтверждающих работу в специальных условиях и отменой льготных пенсий в Республике Казахстан с 1 января 1998 года.
Алсуфьев Ю.Г. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в "адрес" Алтайского края, в котором просил включить в специальный стаж по Списку N периоды работы:
1) в качестве слесаря-ремонтника по ремонту металлургического оборудования свинцового завода в Лениногорском ремонтно-монтажном специализированном тресте "Востокцветметгазоочистка" (далее - трест "Востокцветметгазоочистка") с 17 октября 1991 года по 17 июля 1992 года, в календарном порядке по 31 декабря 1991 года и по фактически отработанному времени;
2) в качестве ученика раздатчика на подземных работах с 27 июля 1992 года по 9 ноября 1992 года, в качестве раздатчика на подземных работах с 10 ноября 1992 года по 31 марта 1993 года на Лениногорском полиметаллическом комбинате на руднике им.40-летия ВЛКСМ по фактическому отработанному времени;
3) в качестве аппаратчика-гидрометаллурга на Лениногорском полиметаллическом комбинате с 1 апреля 1993 года по 31 января 1997 года по фактически отработанному времени;
4) в качестве аппаратчика-гидрометаллурга в открытом акционерном обществе "Казницк" с 1 февраля 1997 года по 8 декабря 1998 года, с 14 октября 2000 года по 25 января 2010 года; в качестве мастера с 9 декабря 1998 года по 13 октября 2000 года по фактически отработанному времени; обязать ответчика назначить страховую пенсию досрочно с момента достижения возраста 50 лет - с 27 ноября 2017 года.
В обоснование требований ссылался на то, что причины, указанные пенсионным органом в решении, не могли служить основанием для исключения спорных периодов работы из специального трудового стажа.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 23 мая 2018 года исковые требования удовлетворены частично; в специальный стаж Алсуфьева Ю.Г, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно по Списку N 1 в связи с вредными условиями труда, включены периоды работы в должности слесаря-ремонтника по ремонту металлургического оборудования свинцового завода в тресте "Востокцветметгазоочистка": с 17 октября 1991 года по 31 января 1992 года в календарном порядке; с 1 февраля 1992 года по 29 февраля 1992 года по фактически отработанному времени в количестве 11 дней; с 1 марта 1992 года по 12 марта 1992 года в календарном порядке. В остальной части иска отказано.
С ГУ - УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края в пользу Алсуфьева Ю.Г. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 августа 2018 года решение районного суда оставлено без изменения, жалоба Алсуфьева Ю.Г. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд 9 октября 2018 года, Алсуфьев Ю.Г. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом дано неверное толкование положений статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, в связи с чем сделан ошибочный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований; судом не учтено, что пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству государства, на территории которого проживает гражданин, в силу чего спорные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж, при этом предоставление справки о праве на досрочное назначение пенсии по законодательству Республики Казахстан не требуется.
По запросу от 2 ноября 2018 года дело поступило в Алтайский краевой суд 13 ноября 2018 года.
Определением от 20 декабря 2018 года кассационная жалоба вместе с материалами дела передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Представитель ГУ - УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с делом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Алтайского краевого суда находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит, что такие нарушения были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу части 3 стать 35 Федерального закона N 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются, в частности, Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 1991 года), Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В соответствии с подразделом 7 "Гидрометаллургия, выщелачивание, получение кадмия и купороса" раздела VII "Металлургическое производство (цветные металлы)" Списка N 1 от 1991 года право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено аппаратчикам-гидрометаллургам, мастерам.
Подразделом 1 "Подземные работы в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков" раздела I "Горные работы. Добыча полезных ископаемых. Геологоразведочные работы. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудников, приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений" Списка N 1 от 1991года в подпункте "а" предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015), пунктом 5 которых определено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Алсуфьев Ю.Г. с 17 октября 1991 года по 17 июля 1992 года работал слесарем-ремонтником 3 разряда по ремонту металлургического оборудования свинцового завода треста "Востокцветметгазоочистка".
27 июля 1992 года он принят на рудник на Лениногорском полиметаллическом комбинате имени 40-летия ВЛКСМ учеником-раздатчиком ВМ на подземных работах по 1 разряду в порядке перевода из треста "Востокцветметгазоочистка", 10 ноября 1992 года переведен раздатчиком ВМ на подземных работах по 2 разряду.
1 апреля 1993 года переведен на цинковой завод и в этот же день принят на цинковый завод (акционерное общество "Лениногорский полиметаллический комбинат" (далее - АО "ЛПК")) в гидрометаллургическое отделение электролитейного цеха аппаратчиком-гидрометаллургом; 31 января 1997 года уволен по статье 31 Кодекса законов о труде Республики Казахстан - перевод в Лениногорский гидрометаллургический комплекс открытого акционерного общества "Казницк" (далее - ОАО "Казницк").
1 февраля 1997 года принят в ОАО "Казницк" на цинковый завод в электроремонтный цех гидрометаллургического отделения цеха N 2 аппаратчиком-гидрометаллургом, занятым на выщелачивании 4 разряда переводом из АО "ЛПК"; 26 мая 1997 года переведен на том же заводе в кадмиевое отделение цеха N 2 аппаратчиком-гидрометаллургом, занятым на выщелачивании 4 разряда; 9 декабря 1998 года переведен мастером объединенного цеха N2; 14 октября 2000 года переведен аппаратчиком-гидрометаллургом, занятым на выщелачивании по 6 разряду в том же цехе и отделении.
5 августа 2003 года Алсуфьеву Ю.Г. присвоен 7 разряд аппаратчика-гидрометаллурга, занятого на выщелачивании в том же цехе и отделениях.
25 января 2010 года трудовой договор с Алсуфьевым Ю.Г. расторгнут по инициативе работника (статья 57 Трудового кодекса Республики Казахстан).
Указанные периоды работы имели место на территории Республики Казахстан, где Алсуфьев Ю.Г. проживал.
21 ноября 2017 года Алсуфьев Ю.Г. обратился в ГУ - УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона N 400-ФЗ.
Решением ГУ - УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края от 28 декабря 2017 года N Алсуфьеву Ю.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы.
По подсчетам пенсионного органа на дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости у Алсуфьева Ю.Г. имелась требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента 11,4, страховой стаж работы составил 28 лет 7 дней, специальный стаж по Списку N 1 от 1991 года - 2 года 1 месяц 6 дней.
В расчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 1 от 1991 года, в соответствии с выпиской из лицевого счета включен период работы истца в ЗАО "Золотодобывающая компания "Полюс" в качестве аппаратчика-гидрометаллурга с 18 июля 2014 года по 23 августа 2016 года.
В специальный стаж Алсуфьева Ю.Г. пенсионный орган не засчитал периоды его работы:
1) в качестве слесаря-ремонтника по ремонту металлургического оборудования свинцового завода в тресте "Востокцветметгазоочистка" с 17 октября 1991 года по 17 июля 1992 года;
2) в качестве ученика раздатчика на подземных работах с 27 июля 1992 года по 9 ноября 1992 года, раздатчика на подземных работах с 10 ноября 1992 года по 31 марта 1993 года в Лениногорском полиметаллическом комбинате на руднике им. 40-летия ВЛКСМ;
3) в качестве аппаратчика-гидрометаллурга с 1 апреля 1993 года по 31 января 1997 года в АО "ЛПК";
4) в качестве аппаратчика-гидрометаллурга с 1 февраля 1997 года по 8 декабря 1997 года, с 14 октября 2000 года по 25 января 2010 года; в качестве мастера с 9 декабря 1997 года по 13 октября 2000 года в ОАО "Казцинк" в связи с не предоставлением справок из компетентных органов Республики Казахстан, подтверждающих право на досрочное пенсионное обеспечение данной категории рабочих, в том числе по законодательству, действующему на территории республики Казахстан, и достоверность справки N от 20 апреля 2015 года о заработной плате.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно по Списку N 1 от 1991 года в связи с вредными условиями труда, периодов работы истца в должности слесаря-ремонтника по ремонту металлургического оборудования свинцового завода в тресте "Востокцветметгазоочистка": с 17 октября 1991 года по 31 января 1992 года в календарном порядке, с 1 февраля 1992 года по 29 февраля 1992 года - по фактически отработанному времени в количестве 11 дней, с 1 марта 1992 года по 12 марта 1992 года - в календарном порядке, и незаконности решения пенсионного органа, отказавшего в зачете данных периодов.
Решение суда в указанной части заявителем не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении остальной части иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия, исходил из того, что возможность включения в страховой и специальный стаж истца при назначении пенсии периодов работы, имевших место на территории Республики Казахстан после 13 марта 1992 года, Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" не предусмотрена; трудовой стаж истца после 13 марта 1992 года на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по законодательству данного государства, а также уплата страховых взносов в пенсионный фонд соответствующими документами компетентного органа Республики Казахстан не подтверждены, притом что с 1 января 1998 года в Республике Казахстан существовавшие ранее льготы (досрочные пенсии) отменены; с учетом включенного судом и признанного ответчиком периода специального стажа не достаточно для назначения страховой пенсии по старости досрочно.
С выводами судов нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Как установлено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ, страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Анализ пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года содержится в решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 года N 01-1/6-04, консультативном заключении Экономического Суда СНГ N 01-1/4-12 от 29 ноября 2012 года о толковании пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в которых отмечается, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Таким образом, по смыслу положений пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ, учитывается трудовой стаж, в том числе специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий, приобретенный на территории любого из этих государств независимо от времени его приобретения, а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года.
Аналогичная правовая позиция была изложена и в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года (в редакции от 29 декабря 2010 года).
В этой связи выводы судов о том, что возможность включения в страховой и специальный стаж истца при назначении пенсии периодов работы, имевших место на территории Республики Казахстан после 13 марта 1992 года, Соглашением от 13 марта 1992 года не предусмотрена, не соответствует нормам международного права.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона N 400 ФЗ)
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ).
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года).
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, не применил.
Проверяя законность решения пенсионного органа, отказавшего истцу во включении спорных периодов в специальный стаж по Списку N 1 от 1991 года со ссылкой на отсутствие соответствующих справок компетентных органов Республики Казахстан, подтверждающих специальный стаж по законодательству Республики Казахстан, в том числе до 1 января 1998 года, и достоверность справки N от 20 апреля 2015 года о заработной плате, суд не дал оценки поступившим по судебным запросам архивным документам, представленным Риддерским филиалом КГУ "Государственный архив" управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области, содержащим в том числе сведения о заработной плате Алсуфьева Ю.Г. за период, указанный в справке N от 20 апреля 2015 года (л.д. 44-54), а также архивом Риддерского горно-обогатительного комплекса ТОО "Казцинк" (л.д.68-73), притом что до 1 января 1998 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 11 января 1993 года N 26 "О пенсиях на льготных условиях по возрасту" на территории Республики Казахстан при назначении пенсий на льготных условиях применялись Списки N 1 и N 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Кроме того, суд не учел, что согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 года N ЛЧ-25-25/3283 в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
Между тем материалы дела не содержат сведений о направлении соответствующих запросов пенсионным органом либо судом в названный орган Республики Казахстан.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы истца в страховой и специальный стаж являются преждевременными. При этом суд не установил, какие периоды работы Алсуфьева Ю.Г. учтены пенсионным органом при определении продолжительности страхового стажа.
Допущенные судом нарушения не были устранены и при апелляционном рассмотрении дела.
С учетом изложенного президиум находит решение районного суда и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований подлежащими отмене, а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив материальный и процессуальный закон, разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Алсуфьева Ю. Г. удовлетворить частично.
Решение Центрального районного суда г.Барнаула от 23 мая 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 августа 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Алсуфьева Ю. Г. отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г.Барнаула.
Председательствующий В.П. Ширнин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.