Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.
судей Сагетдиновой А.М. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Октябрьский Республики Башкортостан в интересах Аллаярова Тимура Рамисовича к администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет,
по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Октябрьский Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Аллаярова Т.Р. с иском к администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В обоснование исковых требований указал следующее.
В ходе проверки установлено, что Аллаяров Т.Р. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственником объектов недвижимости не является, жилья не имеет; включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По утверждению истца, ответчиком возложенная на него обязанность по обеспечению Аллаярова Т.Р. таким жилым помещением до настоящего времени не исполнена.
Просил суд возложить на ответчика обязанность предоставить Аллаярову Т.Р. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет на территории г. Октябрьский Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2018 г. постановлено:
обязать администрацию городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан предоставить Аллаярову Т.Р, дата года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет на территории города Октябрьский Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в переделах социальной нормы предоставления жилья.
В апелляционной жалобе администрация городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан просит решение суда отменить, указала, что обязанность органа местного самоуправления по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него финансовых средств; ответчик в рамках предоставленных ему субвенций предпринял все необходимые и зависящие от него меры обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Также указала, что обжалуемым решением нарушены права и законные интересы лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет ранее Аллаярова Т.Р.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю, полагавшиую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
На основании статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом, закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно статьям 1, 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Постановлением администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан N 381 от 21 марта 2012 г. установлены нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м.
Как следует из пунктов 8.1-8.5 Постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 г. N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан", жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются:
а) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
б) детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются указанным лицам на основании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.
Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно:
а) общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение;
б) жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что государственные полномочия по обязательному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложены на администрацию городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан, однако в отношении Аллаярова Т.Р. указанные обязанности ответчиком в настоящее время не исполнены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Как правильно установилсуд, Аллаяров Т.Р. дата года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10-11).
Аллаяров Т.Р. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан, утвержденном Постановлением главы администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан N 4089 от 5 октября 2018 г. (л.д. 12-28).
Судом установлено, что Аллаяров Т.Р. какого - либо закрепленного за ним жилья не имеет, собственником объектов недвижимости не является (л.д. 63-64).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время Аллаяров Т.Р. закрепленного за ним жилья не имеет, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан, однако жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Октябрьский Республики Башкортостан, действующего в интересах Аллаярова Т.Р.
С данным решением судебная коллегия соглашается, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность органа местного самоуправления по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, вопреки выводам суда, ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него финансовых средств; ответчик в рамках предоставленных ему субвенций предпринял все необходимые и зависящие от него меры обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
По смыслу закона, данные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем по договору найма специализированного жилого помещения, о чем судом первой инстанции сделан обоснованный вывод.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении принятым решением прав и законных интересов других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на предоставление жилого помещения, также является необоснованным, поскольку предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам указанной категории не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а связано с иными обстоятельствами, предусмотренными статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они так же направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: З.А. Науширбанова
Судьи: А.М. Сагетдинова
Т.Е. Фролова
Справка: судья О.В. Алексеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.