Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю,
судей Куловой Г.Р. и Смирновой О.В.
при секретаре Гильмутдиновой И.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России N... по Республике Башкортостан к Ахметову М.М. о взыскании недоимки, по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N... по Республике Башкортостан на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, представителя Межрайонной ИФНС России N... по Республике Башкортостан Сатликову Д.Д, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N... по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Ахметову М.М. о взыскании недоимки по налогам.
В обоснование иска указала, что ответчиком в добровольном порядке не уплачены налог на имущество за 2015 год, земельный налог за 2015-2016 годы и транспортный налог за 2015-2016 годы в общей сумме 148 981,21 рубль.
28 мая 2018 года по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N3 по Учалинскому району и г.Учалы Республики Башкортостан в отношении Ахметова М.М. вынесен судебный приказ о взыскании задолженности N2а-1020/2018. Однако, 28 августа 2018 года в связи с поступившим возражением от должника, судебный приказ был отменен определением мирового судьи.
Межрайонная ИФНС России N... по Республике Башкортостан просила суд взыскать с Ахметова М.М. недоимку в размере 148 981,25 рублей, в том числе: по налогу на имущество - 99 рублей, пени по налогу на имущество - 0,09 рублей, по земельному налогу - 31 606,86 рублей, пени по земельному налогу - 830,38 рублей, по транспортному налогу - 114 711 рублей, пени по транспортному налогу - 1 733,92 рубля.
Решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 03 декабря 2018 года постановлено:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России N... по Республике Башкортостан - удовлетворить частично.
Взыскать с Ахметова М.М, проживающего по адресу: адрес, в пользу Межрайонной ИФНС России N... по Республике Башкортостан (путем перечисления на расчетный счет в Отделение НБ РБ г.Уфа, БИК 048073001, на счет N40101810100000010001 в УФК МФ по РБ (Межрайонная ИФНС России N20 по РБ), ИНН 0256012781) недоимку в размере 39 661,92 рубля, в том числе по транспортному налогу - 37 928 рублей, пени по транспортному налогу - 1 733,92 рубля.
Взыскать с Ахметова М.М. в доход местного бюджета госпошлину в размере 1 390 рублей.
В удовлетворении части требований Межрайонной ИФНС России N... по Республике Башкортостан к Ахметову М.М. о взыскании недоимки по налогу на имущество в размере 99 рублей, пени по налогу на имущество - 0,09 рублей, по земельному налогу - 31 606,86 рублей, пени по земельному налогу - 830,38 рублей - отказать.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N... по Республике Башкортостан просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании части транспортного налога за 2016 год, поскольку ответчиком добровольно был оплачен транспортный налог за 2015 год в сумме 76 783 рублей, который по настоящему иску не заявлен.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
Статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (часть 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По смыслу пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства.
В Республике Башкортостан налоговые ставки по транспортному налогу установлены Законом Республики Башкортостан от 27 ноября 2012 года N365-з "О транспортном налоге".
Из статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов административного дела судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям об объектах имущества, зарегистрированных за физическим лицом, Ахметову М.М. на праве собственности принадлежат:
помещение, расположенное по адресу: адрес площадью 573,6 кв.м;
квартира, расположенная по адресу: адрес, общей площадью 61,1 кв.м;
квартира, расположенная по адресу: адрес, общей площадью 36,9 кв.м;
квартира, расположенная по адресу: адрес, общей площадью 68,3 кв.м;
помещение, расположенное по адресу: адрес площадью 200,8 кв.м;
земельный участок, расположенный по адресу: адрес, площадью 232 кв.м;
земельный участок, расположенный по адресу: адрес площадью 1 200 кв.м;
земельный участок, расположенный по адресу: адрес, площадью 700 кв.м;
транспортное средство МАЗ 4744АО, за государственным регистрационным знаком...
транспортное средство - грузовой автомобиль ГАЗ 2752, за государственным регистрационным... ;
транспортное средство - грузовой автомобиль СКАНИЯ R114, за государственным регистрационным знаком...
транспортное средство - легковой автомобиль ОПЕЛЬ МОНТЕРЕЙ, за государственным регистрационным знаком...
транспортное средство - легковой автомобиль ЛАДА GFL130 LADA VESTA, за государственным регистрационным знаком...
транспортное средство - грузовой автомобиль ГАЗ 2705, за государственным регистрационным знаком...
транспортное средство - легковой автомобиль DATSUN ON-DO, за государственным регистрационным знаком...
транспортное средство - легковой автомобиль LAND ROVER DISCOVERY 3, за государственным регистрационным знаком...
транспортное средство - легковой автомобиль ВОЛЬВО ХС70, за государственным регистрационным знаком...
транспортное средство - мотоцикл ХОНДА СВ750, за государственным регистрационным знаком...
транспортное средство - грузовой автомобиль МЕРСЕДЕС, за государственным регистрационным знаком...
транспортное средство - легковой автомобиль ЛЕНД РОВЕР РЕНДЖ РОВЕР, за государственным регистрационным знаком...
Административным истцом в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления и требования о погашении задолженности по налогам и сборам. Однако налоги в указанный в уведомлении и требованиях срок административный ответчик не уплатил, доказательств обратного суду не представил.
Определением мирового судьи судебного участка N3 по Учалинскому району и г.Учалы Республики Башкортостан от 28 августа 2018 года судебный приказ о взыскании с Ахметова М.М. недоимки и пени по налогам, отменен в связи с поступившими возражениями Ахметова М.М. против его исполнения.
Судом установлено, что предусмотренные законом специальные сроки обращения в суд (статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации) налоговым органом соблюдены.
Материалами дела подтверждено то, что Межрайонной ИФНС России N... по Республике Башкортостан определение об отмене судебного приказа от 28 августа 2018 года получено дата. При этом административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогам и пени направлено в Учалинский районный суд Республики Башкортостан дата, о чем свидетельствует штамп приемной Учалинского районного суда Республики Башкортостан.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что срок подачи заявления административным истцом не пропущен.
В соответствии со статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае образования у налогоплательщика недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога, им подлежат уплате пени.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Ответчиком в суд первой инстанции были представлены квитанции об уплате транспортного налога: платежные поручения N... от дата на сумму 7 678,30 рублей, N... от дата на сумму 7 678,30 рублей, N... от дата на сумму 7 678,30 рублей, N... от дата на сумму 7 678,30 рублей, N... от дата на сумму 7 678,30 рублей, N... от дата на сумму 7 678,30 рублей, N... от дата на сумму 7 678,30 рублей, N... от дата на сумму 7 678,30 рублей, N... от дата на сумму 7 678,30 рублей, N... от дата на сумму 7 678,30 рублей, на общую сумму 76 783 рубля;
земельного налога: платежные поручения N... от дата на сумму 3 395,9 рублей, N... от дата на сумму 3 395,9 рублей, N... от дата на сумму 3 395,9 рублей, N... от дата на сумму 3 395,9 рублей, N... от дата на сумму 3 395,9 рублей, N... от дата на сумму 3 395,9 рублей, N... от дата на сумму 3 395,9 рублей, N... от дата на сумму 3 395,9 рублей, N... от дата на сумму 3 395,9 рублей, N... от дата на сумму 3 395,9 рублей, на общую сумму 33 959 рубля;
налога на имущество: платежное поручение N... от дата на сумму 1 071 рубль.
Таким образом, судом правомерно установлено, что ответчик погасил задолженность по налогу на имущество и земельному налогу и пени в полном объеме, в связи с чем отказал в удовлетворении иска в обозначенной части.
Вместе с тем, суд первой инстанции произвел расчет задолженности по транспортному налогу с учетом произведенной ответчиком оплаты на общую сумму 76 783 рубля, в связи с чем взыскал разницу в размере 37 928 рублей и пени - 1 733,92 рубля.
В суде апелляционной инстанции представитель истца пояснила, что в тексте искового заявления допущена описка и налоговый орган просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за дата в сумме 114 711 рублей, так как сумма оплаченного ответчиком налога в размере 76 783 рублей является добровольным погашением по транспортному налогу за дата
Кроме того, представленные ответчиком платежные поручения на общую сумму 76 783 рублей согласно реквизитам платежа и в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказам Минфина России от 12 ноября 2013 года N107н, были зачтены в счет погашения задолженности (в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указано значение "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов) за дата
Из представленной в суд апелляционной инстанции представителем налогового органа распечатки зачисления уплаченных ответчиком денежных средств следует, что сумма уплаченного налога в размере 76 783 рубля зачислена на оплату по транспортному налогу за дата, а сумма задолженности по транспортному налогу за дата в размере 114 711 рублей до настоящего времени не погашена.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за дата в размере 76 783 рублей подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с Ахметова М.М. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3 528,90 рублей.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 03 декабря 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 76 783 рублей, а также взыскании в доход местного бюджета госпошлины.
В отмененной части принять новое решение.
Взыскать с Ахметова М.М. в пользу Межрайонной ИФНС России N... по Республике Башкортостан задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 76 783 рубля.
Взыскать с Ахметова М.М. в доход местного бюджета госпошлину в размере 3 528,90 рублей.
В остальной части решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 03 декабря 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Шакирьянова А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.