Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф,
судей: Субхангулова А.Н,
Якуповой Н.Н,
при секретаре Рахматуллине И.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 декабря 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Сафаргалеевой Т.В. к администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения муниципального органа удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления земельных и имущественных отношений от 28.09.2018, выразившееся в отказе в предоставлении муниципальной услуги: "Предоставление в собственность, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, или земель, находящихся в муниципальной собственности, занятых зданиями, сооружениями принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Сафаргалеевой Татьяной Владимировной договор купли-продажи земельного участка площадью 1205 кв.м с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес за плату в размере 3% от кадастровой стоимости, подготовить и направить в адрес Сафаргалеевой Т.В. договор купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сафаргалеева Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, указав, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес кадастровый номер N... с 2006 года. В соответствии с техническим паспортом от 16 июня 2011 года, здание поставлено на технический учет в ОТИ под инвентарным номером N348330, литер А, год постройки 2004. Сафаргалеевой Т.В. предоставлен на праве аренды земельный участок, кадастровый номер N.., расположенный по адресу: адрес, площадью 1205 кв.м, для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. 18 октября 2005 года договор аренды прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан, регистрационный N02-04- 01/166/2005-141. 31 марта 2018 года также прошел государственную регистрацию договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды, регистрационный номер 02-04-01/095/2006-073.
03 сентября 2018 года Сафаргалеева Т.В. обратилась в Администрацию ГО город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ей на праве выкупа земельного участка с кадастровым номером 02:55:050491:289, расположенного по адресу: г. Уфа, Демский район, ул. Башкирской Кавдивизии, д.60, площадью 1205 кв.м, для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
28 сентября 2018 года Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в удовлетворении заявления отказано. Причиной отказа явилось то, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий.
Административный истец с учетом уточнений просит признать незаконным решение Управления земельных и имущественных отношений от 28.09.2018 года, выразившееся в отказе в предоставлении муниципальной услуги: "Предоставление в собственность, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, или земель, находящихся в муниципальной собственности, занятых зданиями, сооружениями принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления"; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: адрес площадью 1205 кв.м с административным Истцом Сафаргалеевой Т.В. за плату в размере 3% от кадастровой стоимости, подготовить и направить в ее адрес договор купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - Шайхутдинова Д.Ю, поддержавшего доводы жалобы, Сафаргалееву Т.В, её представителя - Суняйкину С.В, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ
гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями
об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной
власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации,
наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч.5 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Согласно ч.3 ст.35 ЗК РФ, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Наличие договора аренды земельного участка, заключенного между истцом и ответчиком, срок действия которого не истек, не является препятствием для выкупа земельного участка в силу п. 2.2 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Ст. 27 ЗК РФ также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Исходя из общих положений градостроительного законодательства, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом, участки общественных, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.
Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (гл. 5 ГрК РФ, ст. 23 ГрК РФ).
Объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их, в противном случае он окажется на территории общего пользования. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать или приобрести в собственность за плату земельный участок, на котором расположено такое здание (строение или сооружение), поскольку земельные участки общего пользования в частную собственность не передаются.
Из материалов дела усматривается, что Сафаргалеева (ранее Авзалова) Т.В. с 31 марта 2006 года является собственником жилого дома общей площадью 208,7 кв.м, расположенного по адресу: г адрес
Земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: адрес поставлен на кадастровый учет за номером N.., имеет площадь 1205 кв.м.
Указанный земельный участок находится в пользовании истца на основании договора аренды от 02 сентября 2005 года N1691-05, предоставленного Администрацией г. Уфы предыдущему арендатору Абрамчуку В.П, и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 09 марта 2006 года, зарегистрированных в установленном законом порядке. Срок аренды - с 15 августа 2005 года по 15 августа 2054 года.
04 августа 2018 года истец обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ей на праве выкупа занимаемого земельного участка.
Письмом исх. NС-13582 от 28 сентября 2018 года Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан отказало истцу в выкупе земельного участка с указанием на то, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий.
Оспаривая отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики истец указывает, что прежде чем устанавливать красные линии и резервировать земельные участки, ответчик обязан учесть фактические правила землепользования, выяснить, кто является пользователем или собственником земельного участка, на каких основаниях, имеются ли ограничения, расположены ли на участке какие - либо строения, однако при установлении красных линий на часть испрашиваемого земельного участка с целью транспортной и инженерной инфраструктуры ответчиком этого сделано не было.
Ответчиком в обоснование своих возражений утверждалось, что границы испрашиваемого истцом земельного участка выступают за красные линии и таким образом включают в себя территории общего пользования.
Постановлением главы администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан N6070 от 27.10.2011 года утвержден Проект планировки территории жилого района Баланово-Ново-Александровка в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Постановлением администрации ГО г. Уфа РБ от 23.12.2014 года N5642 утвержден проект планировки территории жилого района Баланово-Ново-Александровка, ограниченного улицами Александровка, Якуба Колоса, 1-я Строителей, Гилева и административной границей ГО г. Уфа Республики Башкортостан, площадью 200 га.
Согласно ответу Главного управления архитектуры и градостроительства администрации ГО г. Уфа РБ N7-9409/ПР от 29.11.2018 года испрашиваемый земельный участок частично (площадью 40 кв.м) расположен на территории общего пользования в границах красных линий улицы Башкирской кавдивизии. Красные линии на данную территорию установлены с целью размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры в составе проекта планировки территории жилого района Баланово-Ново-Александровка в Демском районе ГО г. Уфа РБ, утвержденного постановлением администрации ГО г. Уфа РБ от 27.10.2011 года N6070. Проектом планировки территории жилого района Баланово-Ново-Александровка, ограниченного улицами Александровка, Якуба Колоса, 1-я Строителей, Гилева и административной границей ГО г. Уфа РБ, утвержденным постановлением администрации ГО г. Уфа РБ от 23.12.2014 года N5642, данные красные линии не менялись (л.д. 52).
Из выписки из ЕГРН на земельный участок площадью 1205 кв.м с кадастровым номером N... по адрес следует, что испрашиваемый земельный участок сформирован как объект недвижимости, разрешен для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, относится к землям населенных пунктов; испрашиваемый земельный участок предоставлен истице на основании договора аренда от 02.09.2005 года N1691-05 и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 09.03.2006 года, зарегистрированных в установленном законом порядке. Выписка из ЕГРН не содержит иных обременений (кроме аренды в пользу истца), в настоящее время через земельный участок какие-либо объекты общего пользования не проходят, их строительство планируется в перспективе.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что истец является собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, предоставленном ему в аренду для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. Земельный участок не ограничен и не изъят из оборота, вследствие чего отказ управления в предоставлении его в собственность за плату является незаконным, а нарушенное право подлежит восстановлению путем возложения обязанности на администрацию по заключению договора купли-продажи земельного участка.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда, поскольку они соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Довод жалобы о нахождении части земельного участка в красных линиях не может быть основанием к отказу в исковых требованиях, так как наличие красных линий не говорит само по себе об отсутствии права на приобретение в собственность земельного участка.
Утверждение в 2011 году проекта планировки территории жилого района Баланово-Ново-Александровка в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан не может являться основанием для отказа в предоставлении истцу в собственность спорного земельного участка за плату, поскольку земельный участок был образован без учета действующего правового зонирования территории и предоставлен в аренду истцу в 2005 году, жилой дом, расположенный на данном участке, возведен еще в 2006 году, то есть еще до утверждения проекта планировки территории.
В зоне красных линий оказалась незначительная часть земельного участка, площадью 40 кв.м. из 1205 кв.м, находящегося в пользовании истца, необходимая для расширения улицы, строительство каких-либо иных объектов общего пользования не предусмотрено, что видно из схемы расположения участка (л.д. 53).
Как следует из приложения N 4 к постановлению администрации ГО г.Уфа РБ от 23.12.2014 года N5642 (Положение о размещении объектов капитального строительства, технико-экономические показатели, характеристики планируемого развития территории жилого района Баланово-Ново-Александровка, ограниченного улицами Александровка, Якуба Колоса, 1-я Строителей, Гилева и административной границей ГО г. Уфа РБ в Демском районе ГО г. Уфа РБ), в настоящее время на проектируемой территории располагается жилая застройка, предоставленная преимущественно коттеджной застройкой с участками до 0.15 га. Проектом предусмотрено сохранение существующей жилой застройки.
Как пояснил суду апелляционной инстанции представитель административного истца, они не возражают выкупу земельного участка за вычетом спорных 40 кв.м, предлагали ответчику сформировать земельный участок меньшей площадью, однако им было отказано.
Судебная коллегия полагает, что в данном конкретном случае, установив вышеприведенные обстоятельства дела, суд пришел к верному выводу об отсутствии препятствий для заключения с административным истцом договора купли-продажи земельного участка за плату.
При этом, доказательств, подтверждающих факт отнесения испрашиваемого земельного участка к землям, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, наличие запретов на его приватизацию, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда не свидетельствуют о незаконности решения, сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, в том числе влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении административного дела не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Н. Субхангулов
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.