Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Хамирзова М.Х.
Судей Бейтуганова А.З. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Абазове Э.А.
с участием Шадовой Э.А, представителя МВД по КБР Сибилева А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по исковому заявлению Шадовой Э.А. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными и отмене заключений служебных проверок, приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, возмещении морального вреда,
по апелляционной жалобе Шадовой Э.А. на решение Нальчикского городского суда КБР от 28 августа 2018 года,
установила:
Шадова Э.А. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту МВД по КБР), в котором с учетом дополнений просила признать незаконными и отменить: заключение служебной проверки, утвержденное временно исполняющим обязанности министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике 27 февраля 2018 года, и изданного 2 марта 2018 года на основании указанного заключения приказа ответчика N о применении к ней дисциплинарного взыскания; заключение служебной проверки, утвержденное временно исполняющим обязанности министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике 28 февраля 2018 года, и изданного 12 марта 2018 года на основании указанного заключения приказа ответчика N о применении к ней дисциплинарного взыскания.
Также истица просила о взыскании с МВД по КБР компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
В обоснование иска истица указала, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком, занимает должность юрисконсульта правового отдела.
В соответствии с приказом ответчика от 2 марта 2018 года N за нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", абзаца 1 пункта 90 Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14 февраля 2017 года N, выразившееся в непринятии мер по подготовке и направлении в установленном порядке и сроки в Информационный центр МВД по КБР статистической карточки учета служебной командировки, с результатами служебного выезда по приказу МВД по КБР от 22 декабря 2017 года N л/с-к, истица привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Основанием к изданию данного приказа послужило заключение служебной проверки, утвержденное временно исполняющим обязанности министра внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики 27 февраля 2018 года.
Истица полагала, что указанная служебная проверка проведена ответчиком с нарушением установленного действующим законодательством порядка.
Указанная служебная проверка была проведена на основании рапорта начальника правового отдела от 24 января 2018 года, доложившего руководству МВД по КБР о возможном нарушении Шадовой Э.А. служебной дисциплины.
В установленном законом порядке организация и проведение служебной проверки было поручено старшему инспектору по ОП ИЛС УРЛС МВД по КБР Балову Р.Х, в обязанности которого входило разъяснение ей прав при проведении служебной проверки, и именно от этого сотрудника ей должно было поступить предложение дать письменные объяснения по существу проводимой проверки.
Между тем, права лица, в отношении которого проводится проверка, ей разъяснены не были и уведомление о проведении проверки и предложение дать письменные объяснения поступили от начальника ИЛС УРЛС МВД по КБР Лихова А.Р, как это следует из письма от 30 января 2018 года за N.
По прибытии из служебной командировки 29 декабря 2017 года ею была заполнена соответствующая статистическая карточка учета служебной командировки, пункт 18 которой предусматривал ее подписание министром внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике. В связи с этим в целях соблюдения субординации, карточка была передана ею начальнику правового отдела МВД по КБР Сибилеву А.А. для ее заверения у министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике.
Однако, мер к подписанию статистической карточки учета служебной командировки начальником правового отдела МВД по КБР принято не было. Напротив указанное должностное лицо инициировало проведение в отношении истицы служебной проверки по данному факту.
Шадова Э.А. также отмечала, что в связи с сложившимися с начальником правового отдела МВД по КБР неприязненными отношениями, до передачи указанному должностному лицу, статистическая карточка учета служебной командировки была запечатлена на камеру принадлежащего ей мобильного телефона.
Абзац 1 пункта 90 Порядка и условий командирования, требования которого, по мнению ответчика, ею были нарушены, предусматривает заполнение статистической карточки учета служебной командировки при наличии командировочного удостоверения, в котором должна проставляться отметка о сдаче данной статистической карточки в соответствующее подразделение для учета.
Однако, командировочное удостоверение ей не выдавалось, что исключает наличие в ее действиях дисциплинарного проступка.
Данное обстоятельство при проведении служебной проверки не выяснялось и не учитывалось, что свидетельствует о поверхностном проведении служебной проверки, без установления всех существенных обстоятельств.
Об этом также свидетельствует непринятие ответчиком мер для получения объяснений у должностного лица, ответственного за оформление служебных командировок, а именно инспектора ОПСиУ ОК УРЛС МВД по КБР Бачиевой Т.Б..
В соответствии с приказом МВД по КБР от 12 марта 2018 года N за нарушение требований пунктов 12, 13, 15, 16, 17, 19 главы II Инструкции по заполнению формы отчета о состоянии правоприменительной практики по вопросам признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) подразделений системы МВД России, а также их должностных лиц, мерах, принятых для предупреждения и устранения выявленных нарушений, утвержденной приказом МВД России от 28 декабря 2012 года N, пунктов 31, 32, 33, 39 главы IV Инструкции по заполнению формы статистической отчетности "Отчет о состоянии правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации - Форма "Право", утвержденной приказом МВД России от 16 мая 2016 года N, пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ, пункта "б" статьи 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N, выразившееся в неисполнении указания начальника правового отдела МВД по КБР Сибилева А.А. о предоставлении подготовленных и подписанных отчетов к 29 декабря 2017 года, а также в предоставлении отчетов с искаженными данными, не соответствующими действительности, к Шадовой Э.А. применено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.
Основанием для издания указанного приказа послужило заключение служебной проверки, утвержденное временно исполняющим обязанности министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике 28 февраля 2018 года.
Проведение служебной проверки было поручено старшему инспектору по ОП ИЛС УРЛС МВД по КБР Балову Р.Х, обратившемуся 2 февраля 2018 года к начальнику ИЛС УРЛС МВД по КБР Лихову А.Р. с рапортом об освобождении от обязанности проведения проверки в отношении Шадовой Э.А. ввиду его заинтересованности и наличии оснований для его опроса в ходе ее проведения.
В этот же день начальник ИЛС УРЛС МВД по Кабардино-Балкарской Республике Лихов А.Р. перепоручил проведение служебной проверки старшему инспектору по ОП ИЛС УРЛС МВД по КБР Кудабердокову М.Д..
По мнению Шадовой Э.А, ответчиком были нарушены требования пункта 20 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 года N, поскольку при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ, то есть сведений о заинтересованности сотрудника, которому поручено проведение служебной проверки, он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшему решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.
В данном случае, как указано выше, начальник ИЛС УРЛС МВД по Кабардино-Балкарской Республике Лихов А.Р, на имя которого обратился инспектор Балов Р.Х. с рапортом, не является руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и, не обладает полномочиями по принятию решений о проведении служебной проверки.
В материалах служебной проверки имеется письмо, датированное 14 февраля 2018 года за N, подписанное начальником ИЛС УРЛС МВД по КБР Лиховым А.Р, в котором ей предлагается дать объяснения по существу проводимой проверки. Указанное письмо направлено ей посредством системы электронного документооборота, которое ею получено не было, что также свидетельствует о нарушении порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.
Исходя из заключения служебной проверки и изданного на его основании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности ей вменяется неисполнение указания о предоставлении отчетов к 29 декабря 2017 года и их (отчетов) предоставление с данными, не соответствующими действительности.
Однако, она не является лицом, ответственным по составлению отчетов о проделанной сотрудниками МО МВД России "Прохладненский" работе, куда она была командирована для оказания правовой, практической и методической помощи в подготовке данных отчетов.
Истица полагала, что в ее действиях отсутствует совокупность признаков нарушения служебной дисциплины.
Изложенные обстоятельства, по мнению Шадовой Э.А, свидетельствуют о ее незаконном привлечении к дисциплинарной ответственности на основании указанных приказов ответчика, чем ей был причинен моральный вред, размер которого она оценивает в сумме 100000 рублей.
В возражении на исковое заявление представитель МВД по КБР, полагая, что служебные проверки о допущенных Шадовой Э.А. нарушениях требований законодательства, были проведены в полном соответствии с законом, регулирующим порядок их проведения, и выводы, изложенные в заключениях служебных проверок о совершении Шадовой Э.А. дисциплинарных проступков, основаны на фактических обстоятельствах, в связи с чем просил оставить требования истицы без удовлетворения.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 28 августа 2018 года исковые требования Шадовой Э.А. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, считая его незаконным, Шадовой Э.А. подана апелляционная жалоба об его отмене.
В обоснование жалобы ее автор, ссылавшийся на приводимые в исковом заявлении и дополнении к нему обстоятельства, полагал, что судом этим обстоятельствам была дана неверная оценка, что привело к вынесению решения, не отвечающего требованиям закона.
Заслушав доклад судьи Мисхожева М.Б, изучив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, Судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Шадова Э.А. проходила службу в органах внутренних дел в должности юрисконсульта правового отдела МВД по КБР.
На основании рапорта начальника правового отдела МВД по КБР от 23 января 2018 года о нарушении Шадовой Э.А. абзаца 1 пункта 90 Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14 февраля 2017 года N, министром внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике 24 января 2018 года начальнику УРЛС МВД по КБР поручено проведение служебной проверки в отношении Шадовой Э.А.
Проведенной служебной проверкой, заключение которой утверждено временно исполняющим обязанности министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике 27 февраля 2018 года, было установлено, что Шадовой Э.А. было допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", абзаца 1 пункта 90 Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14 февраля 2017 года N, выразившееся в непринятии мер по подготовке и направлении в установленном порядке и сроки в Информационный центр МВД по КБР статистической карточки учета служебной командировки, с результатами служебного выезда по приказу МВД по КБР от 22 декабря 2017 года N л/с-к.
Указанное заключение служебной проверки послужило основанием издания ответчиком 2 марта 2018 года приказа N о привлечении Шадовой Э.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Разрешая спор и отказывая Шадовой Э.А. в удовлетворении иска в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, установленные служебной проверкой о совершении Шадовой Э.А. проступка, выразившегося в нарушении требований абзаца 1 пункта 90 Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14 февраля 2017 года N, нашли свое подтверждение в суде, в связи с чем у ответчика имелись основания для ее привлечения к дисциплинарной ответственности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда в указанной части, и не усматривает оснований для признания незаконными заключения служебной проверки от 27 февраля 2018 года и изданного на его основании приказа от 2 марта 2018 года N.
При этом, коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что на основании приказа ответчика от 22 декабря 2017 года Nл/с-к юрисконсульт правового отдела МВД по КБР была командирована с 26 декабря 2017 года сроком на 3 суток в МО МВД России "Прохладненский" для оказания правовой помощи, в том числе методической и практической, в подготовке отчетов о состоянии правоприменительной практики по вопросам признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) подразделений системы МВД России, а также их должностных лиц, мерах, принятых для предупреждения и устранения выявленных нарушений и о состоянии правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации - Форма "Право", утвержденных приказом МВД России от 28 декабря 2012 года N "Вопросы правоприменительной практики", и приказом МВД России от 16 мая 2016 года N "О совершенствовании статистической отчетности о состоянии правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В силу требований абзаца 1 пункта 90 Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14 февраля 2017 года N, на Шадовой Э.А. по прибытии из служебной командировки лежала обязанность по заполнению статистической карточки учета служебной командировки согласно приложению N к названному Порядку, принятии мер к ее подписанию у руководителя, направившего сотрудника в служебную командировку, либо его заместителя и направлению в Информационный центр МВД по КБР либо штабное подразделение в течение трех рабочих дней.
В ходе служебной проверки ответами начальника Штаба МВД по КБР и начальника Информационного центра МВД по КБР подтвержден факт непоступления статистической карточки учета служебной командировки Шадовой Э.А. на основании приказа от 22 декабря 2017 года N л/с-к.
Таким образом, материалами дела объективно установлено совершение Шадовой Э.А. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении требований абзаца 1 пункта 90 Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14 февраля 2017 года N.
Доводы Шадовой Э.А. об изготовлении ею в течении трех рабочих дней статистической карточки учета служебной командировки в МО МВД России "Прохладненский" и ее передачи для подписания начальнику правового отдела Сибилеву А.А. не могут быть приняты во внимание, поскольку такой порядок совершения действий сотрудником органов внутренних дел, направленных на учет служебной командировки, прибывшим из служебной командировки приказом МВД России от 14 февраля 2017 года N не предусмотрен.
Более того, Шадова Э.А. не была лишена возможности сдачи указанной статистической карточки в отдел делопроизводства с соответствующим рапортом для ее подписания министром внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике либо его заместителем.
Не может коллегия также согласиться с доводом истицы о нарушении ответчиком установленного законодателем порядка проведения служебной проверки, а именно нарушении начальником правового отдела МВД по КБР срока обращения с рапортом о нарушении ею служебной дисциплины, а также в совершении действий по истребованию у нее письменных объяснений неуполномоченным на то лицом.
В соответствии с пунктом 15 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 года N, решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.
В настоящем случае, составление Шадовой Э.А. карточки и принятие мер к ее подписанию у министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике либо его заместителя и направление карточки в Информационный центр МВД по КБР должно было последовать в течение трех рабочих дней с момента окончания командировки.
Из материалов дела следует, что командировка Шадовой Э.А. была окончена 28 декабря 2017 года и 29 декабря 2017 года она приступила к исполнению своих служебных обязанностей.
С учетом того, что 30 и 31 декабря 2017 года, а также 1 - 8 января 2018 года являлись выходными днями, сдача Шадовой Э.А. подписанной статистической карточки в Информационный центр МВД по КБР либо в штабное подразделение МВД по КБР должна была последовать 10 января 2018 года.
Соответственно двухнедельный срок принятия решения о проведении служебной проверки истекал 24 января 2018 года, тогда как обращение начальника правового отдела с рапортом о проведении в отношении Шадовой Э.А. служебной проверки, последовало 23 января 2018 года, то есть в пределах установленного пунктом 15 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации срока.
Несостоятелен довод истца о том, что истребование у нее письменного объяснения лицом, не проводившим служебную проверку, свидетельствует о незаконности выводов данной проверки.
Как следует из материалов проверки, письмами за подписью начальника ИЛС УРЛС МВД по КБР Лихова А.Р, содержавшими требования, адресованные Шадовой Э.А, о даче ею письменных объяснений по существу проводимой проверки, были направлены истице 30 января и 8 февраля 2018 года.
Исполнителем указанных писем значится Балов Р.Х, сотрудник, которому было поручено проведение служебной проверки.
Коллегия считает, что направление начальником ИЛС УРЛС МВД по КБР Лиховым А.Р. требования о даче объяснений, не свидетельствует о нарушении установленного порядка проведения служебной проверки, поскольку указанное должностное лицо в силу наделенных полномочий по организации проведения служебных проверок, вправе был предъявлять такого рода требования.
Поскольку Шадова Э.А. не явилась в назначенное ей время для дачи письменных объяснений, сотрудниками инспекции по личному составу МВД по КБР 6 и 14 февраля 2018 года были составлены акты о непредоставлении Шадовой Э.А. объяснений.
Ввиду данного обстоятельства (неявки для дачи объяснений), а также с учетом занимаемой Шадовой Э.А. должности, довод о том, что ей не были разъяснены права лица, в отношении которого проводится служебная проверка, также не может быть принят во внимание.
Основанным на ошибочном толковании требований пункта 90 Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14 февраля 2017 года N, коллегией признается довод о незаконности выводов служебной проверки ввиду того, что командировочное удостоверение, на котором проставляется отметка о сдаче статистической карточке, фактически ей не выдавалось.
Согласно требованиям пункта 90 Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации в командировочном удостоверении отметка о сдаче статистической карточки производится сотрудниками Информационного центра либо штабного (аналитического) подразделения лишь при условии ее (карточки) изготовления.
Между тем, как указано выше факт составления Шадовой Э.А. статистической карточки по результатам служебной командировки не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в части выводов о законности примененного к истице дисциплинарного взыскания в соответствии с приказом МВД по КБР от 2 марта 2018 года N.
Вместе с тем, коллегия не может согласиться с выводами суда о законности привлечения Шадовой Э.А. к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора на основании приказа ответчика N от 12 марта 2018 года.
Как следует из рапорта начальника правового отдела МВД по КБР, датированного 23 января 2018 года, послужившего основанием проведения служебной проверки в отношении истца, Шадова Э.А. на основании приказа МВД по КБР от 22 декабря 2017 года Nл/с-к была командирована с 26 по 28 декабря 2017 года в МО МВД России "Прохладненский" для оказания правовой помощи, в том числе методической и практической, в подготовке отчетов о состоянии правоприменительной практики по вопросам признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) подразделений системы МВД России, а также их должностных лиц, мерах, принятых для предупреждения и устранения выявленных нарушений и о состоянии правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации - Форма "Право", утвержденных приказом МВД России от 28 декабря 2012 года N "Вопросы правоприменительной практики", и отчетов, порядок составления которых утвержден приказом МВД России от 16 мая 2016 года N "О совершенствовании статистической отчетности о состоянии правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации".
По информации, представленной Шадовой Э.А, в период командировки ею лично подготавливались указанные отчеты, в связи с чем им было дано указание Шадовой Э.А. о предоставлении ею к 29 декабря 2017 года подготовленных и подписанных отчетов, которое исполнено к названому сроку не было.
Представленные ею отчеты 1 и 4 января 2018 года о правовой работе МО МВД России "Прохладненский" содержали ошибки, искажающие статистические данные.
В связи с этим, по факту оказания некачественной правовой и методической помощи МО МВД России "Прохладненский" в подготовке статистических отчетов по правовой работе, начальник правового отдела Сибилев А.А. полагал необходимым проведение служебной проверки по данному факту.
На основании указанного рапорта министром внутренних дел 25 января 2018 года принято решение о проведении по обстоятельствам, изложенным начальником правового отдела МВД по КБР в рапорте от 23 января 2018 года, служебной проверки.
Проведенной служебной проверкой, заключение которой утверждено временно исполняющим обязанности министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике 28 февраля 2018 года, установлено нарушение Шадовой Э.А. требований пунктов 12, 13, 15, 16, 17, 19 главы II Инструкции по заполнению формы отчета о состоянии правоприменительной практики по вопросам признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) подразделений системы МВД России, а также их должностных лиц, мерах, принятых для предупреждения и устранения выявленных нарушений, утвержденной приказом МВД России от 28 декабря 2012 года N, пунктов 31, 32, 33, 39 главы IV Инструкции по заполнению формы статистической отчетности "Отчет о состоянии правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации - Форма "Право", утвержденной приказом МВД России от 16 мая 2016 года N, пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ, пункта "б" статьи 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N, выразившееся в неисполнении указания начальника правового отдела МВД по КБР Сибилева А.А. о предоставлении подготовленных и подписанных отчетов к 29 декабря 2017 года, а также в предоставлении отчетов с искаженными данными, не соответствующими действительности.
Указанное заключение служебной проверки послужило основанием привлечения Шадовой Э.А. к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора в соответствии с приказом ответчика от 12 марта 2018 года N.
Отказывая Шадовой Э.А. в удовлетворении иска, и, признавая законным ее привлечение к дисциплинарной ответственности на основании приказа ответчика от 12 марта 2018 года N, суд первой инстанции пришел к выводу о совершении Шадовой Э.А. вменяемого ей дисциплинарного проступка.
При этом, судом сделан вывод, что установленная законодателем процедура привлечения Шадовой Э.А. к дисциплинарной ответственности ответчиком была соблюдена.
С такими выводами суда первой инстанции коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Инструкция по заполнению формы отчета о состоянии правоприменительной практики по вопросам признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) подразделений системы МВД России, а также их должностных лиц, мерах, принятых для предупреждения и устранения выявленных нарушений, утвержденная приказом МВД России от 28 декабря 2012 года N, а также Инструкция по заполнению формы статистической отчетности "Отчет о состоянии правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации - Форма "Право", утвержденная приказом МВД России от 16 мая 2016 года N, нарушение требований которых вменяется Шадовой Э.А, устанавливают форму данных отчетов, а также порядок их составления уполномоченными должностными лицами соответствующих правовых подразделений в системе МВД России.
Однако, Шадова Э.А. должностным лицом, обязанным составлять указанные отчеты о проделанной работе правового подразделения МО МВД России "Прохладненский", не является.
Такие обязанности Шадовой Э.А. не установлены ее должностным регламентом, а также необходимость составления ею отчетов не возлагалась на нее отдельным приказом.
В данном случае, на основании приказа МВД по КБР от 22 декабря 2017 года Nл/с-к Шадова Э.А. была командирована в МО МВД России "Прохладненский" лишь для оказания правовой помощи, в том числе методической и практической, в подготовке отчетов, и этот приказ не может быть признан тем актом, устанавливающим для Шадовой Э.А. обязанности по составлению отчетов о работе правового подразделения МО МВД России "Прохладненский".
Коллегия отмечает, что начальник правового отдела МВД по КБР, полагая, что выявленные в отчетах, составленных Шадовой Э.А, ошибки, искажающие статистическую отчетность, свидетельствуют об оказании Шадовой Э.А. правовому подразделению МО МВД России "Прохладненский" некачественной помощи, и в рапорте, датированном 23 января 2018 года, просил о проведении служебной проверки именно по данному факту.
Между тем, лицо, проводившее служебную проверку, пришел к необоснованному выводу о том, что Шадова Э.А, являясь ответственным лицом по составлению отчетов о проделанной правовой работе МО МВД России "Прохладненский", допустила нарушение требований Инструкций по заполнению форм отчета, утвержденных приказами МВД России от 28 декабря 2012 года N и от 16 мая 2016 года N.
В части выводов служебной проверки о неисполнении Шадовой Э.А. указания начальника правового отдела МВД по КБР о предоставлении подготовленных и подписанных ею отчетов к 29 декабря 2017 года, коллегия принимает во внимание следующие требования действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения сторон.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
В силу пункта "б" статьи 5 Дисциплинарного устава, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N, сотрудник обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам.
Приказ руководителя (начальника) - служебное требование руководителя (начальника), обращенное к подчиненным сотрудникам, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения (статья 10 Дисциплинарного устава).
В соответствии со статьями 12 и 13 Дисциплинарного устава приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа.
С учетом того обстоятельства, что Шадова Э.А. не являлась лицом, ответственным по составлению отчетов о проделанной работе правовым подразделением МО МВД России "Прохладненский", указание начальника правового отдела МВД по КБР, адресованное истице, о предоставлении отчетов, подписанных ею, являлось незаконным.
Однако, несмотря на это, Шадова Э.А. с целью исполнения данного указания составила отчеты, хотя и с нарушением срока, установленного ее непосредственным руководителем.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Вместе с тем, коллегия не усматривает в действиях Шадовой Э.А. виновного поведения либо неисполнения возложенных на нее должностным регламентом обязанностей, свидетельствующего о нарушении ею служебной дисциплины.
Наряду с этим, коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о соблюдении ответчиком установленного порядка проведения служебной проверки.
В частности ответчиком был нарушен установленный пунктом 15 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 года N, двухнедельный срок принятия решения о проведении служебной проверки с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.
В части включения Шадовой Э.А. в отчеты искаженных, не соответствующих действительности, сведений начальник правового отдела был осведомлен уже к 4 января 2018 года.
Данное обстоятельство подтверждается письменными объяснениями заместителя начальника правового отдела МВД по КБР Викторовой Е.А, сообщавшей, что по состоянию на 3 января 2018 года ею при проверке отчетов, сданных МО МВД России "Прохладненский", было выявлено, что данные, отраженные в отчетах искажены и не соответствуют действительности.
Об осведомленности по состоянию на 4 января 2018 года о составлении Шадовой Э.А. отчетов с включением в них сведений, не соответствующих действительности, подтвердил в суде апелляционной инстанции представитель МВД по КБР - начальник правового отдела МВД по КБР Сибилев А.А.
Как следует из материалов дела, о неисполнении Шадовой Э.А. указания о необходимости предоставления отчетов к 29 декабря 2017 года начальнику правового отдела МВД по КБР стало известно уже 30 декабря 2017 года.
Исходя из этих обстоятельств, обращение с рапортом начальника правового отдела с учетом обстоятельств о предполагаемом совершении Шадовой Э.А. дисциплинарного проступка для принятия министром внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республики решения о назначении служебной проверки должно было последовать не позднее 18 января 2018 года, тогда как такое обращение имело место лишь 23 января 2018 года.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, коллегия приходит к выводу о незаконности выводов служебной проверки, заключение которой утверждено временно исполняющим обязанности министра внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики 28 февраля 2018 года, и как следствие о незаконности изданного на основании указанного заключения приказа N от 12 марта 2018 года о применении к Шадовой Э.А. дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора.
Разрешая требования о возмещении морального вреда, коллегия учитывает положения статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, и с учетом фактических обстоятельств дела, а также степени причиненных Шадовой Э.А. нравственных страданий, признает в наибольшей степени отвечающей требованиям разумности компенсацию в размере 3000 рублей.
Оснований для взыскания с МВД по КБР в пользу Шадовой Э.А. компенсации морального вреда в большем размере, коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 28 августа 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Шадовой Э.А. о признании незаконными заключения служебной проверки, утвержденного временно исполняющим обязанности министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике 28 февраля 2018 года, и приказа Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике N от 12 марта 2018 года о привлечении Шадовой Э.А. к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора, и о возмещении морального вреда отменить и принять в указанной части новое решение.
Признать незаконными заключение служебной проверки, утвержденное временно исполняющим обязанности министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике 28 февраля 2018 года, и приказ Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике N от 12 марта 2018 года о привлечении Шадовой Э.А. к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике в пользу Шадовой Э.А. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В остальной части решение Нальчикского городского суда КБР от 28 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шадовой Э.А. - без удовлетворения.
Председательствующий М.Х.Хамирзов
Судьи А.З.Бейтуганов
М.Б.Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.