Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Озерова С.А,
судей Нестеровой М.В, Косарева И.Э,
при секретаре Максимовой Т.В,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Джалилова ФИО11 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А, объяснения Джалилова К.Ф, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ - Зверевой О.А, возражения на представителя прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н,
установила:
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ обратилось в Выборгский городской суд с иском о признании Джалилова К.Ф. не приобретшим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" об обязании Джалилова К.Ф. освободить незаконно удерживаемое специализированное жилое помещение и снятии Джалилова К.Ф. с регистрационного учета по указанному адресу.
В основание требований указало на то, что ответчик незаконно удерживает жилое помещение, предоставленное ему на основании служебного ордера N74/2 от 14.09.1999. Спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, требование об освобождении жилого помещения ответчик не исполнил. В трудовых отношениях с Министерством обороны РФ ответчик не состоит.
Дело рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц.
Ответчик в суде иск не признал.
25 октября 2018 г. Выборгским городским судом постановлено решение, которым иск удовлетворен частично. Джалилов К.Ф. признан не приобретшим право пользования квартирой, расположенной по адресу: "адрес" и выселен из данного жилого помещения. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Джалилов К.Ф. не согласился с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В основание жалобы указал на то, что в действительности квартира была ему предоставлена на основании неслужебного ордера в 1989 г. Суд необоснованно принял во внимание представленную истцом копию ордера от 14.09.1999, с надписью "служебный". Имеющаяся у него копия ордера от 14.09.1999 не имеет надписи "служебный". Суд необоснованно не принял во внимание его заявление в жилищную комиссию КЭЧ о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также письменный ответ на его имя заместителя начальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Суд неправильно применил нормы материального права и не принял во внимание его доводы о давности срока его проживания в квартире, куда он прибыл после срочной службы в Группе Советских Войск в Германии и где проживает 29 лет.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания и не представивших доказательства уважительности причин неявки в суд.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 104 ЖК РСФСР (действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений) в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Статьей 93 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
Статьей 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании служебного ордера N74/2 от 14.09.1999, выданного Каменской КЭЧ Ленинградского военного округа Министерства обороны РФ, Джалилову К.Ф. в связи с прохождением им военной службы было предоставлено жилое помещение в виде комнаты площадью 7,6 кв.м, расположенное в военном городке, по адресу "адрес"
На основании распоряжения Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N752 р указанный военный городок внесен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Согласно справки формы N9, Джалилов К.Ф. зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении, принадлежащем Министерству обороны РФ на основании служебного ордера от N74/2 от 14.09.1999.
Согласно сведениям Министерства обороны, РФ Джалилов К.Ф. проходил военную службу в период с 17.04.1983 по 4.05.1990 (с 17.04.1983 по 23.06.1984 - по призыву, с 23.06.1984 по 4.05.199 - сверхсрочную службу и с 11.10.1988 по 4.05.1990 в в/ч 67616 пос. Каменка Выборгского района), исключен из списков личного состава по ст. 46 п. "а" (по выслуге установленного срока службы) Положения о прохождении службы прапорщиками и мичманами ВС СССР.
Спорное жилое помещение Министерством обороны РФ в муниципальную собственность не передавалось, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления не числится, договор социального найма с истцом и/или бывшими членами его семьи не заключался.
Статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения истцу, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 ЖК РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Ответчик на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял и решения о предоставлении ему спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Материалами дела подтверждается, что спорное жилое помещение предоставлено ответчику в качестве служебного для временного проживания в период прохождения службы в войсковой части.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подп. "м" п. 2 названного Постановления Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: по адресу: Выборгский район, пос. Каменка, д. 75, кв. 2, являлось и является федеральной собственностью и находится в ведении Министерства обороны РФ.
В соответствии с пунктами 2 и 18 Инструкции "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280, для получения служебного жилого помещения по новому месту службы военнослужащие обязаны сдать служебное жилое помещение по прежнему месту военной службы. С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи им соответствующего жилого помещения.
Из материалов дела следует, что после окончания военной службы Джалилов К.Ф. занимаемое служебное жилое помещение не сдал.
Ответчик, проживающий в служебном жилом помещении специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и не признан малоимущим для целей признания нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, основания считать его имеющим право состоять на данном учете, отсутствуют.
Увольнение с военной службы военнослужащего, заключившего договор найма служебного жилого помещения, является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Из указанной статьи следует, что гражданин-военнослужащий не подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения при соблюдении вышеуказанных условий.
Если обстоятельства дела не удовлетворяют данным условиям, то гражданин должен быть выселен из незаконно занимаемого специализированного жилого фонда без предоставления другого жилого помещения.
Из материалов дела усматривается и стороной ответчика не оспаривается, что на момент увольнения общая выслуга ответчика составила менее 10 лет, при этом ответчик не был уволен по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с чем условия обеспечения его жилым помещением по данному критерию на основании ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отсутствовали.
Ответчик не относится к категории граждан, выселении которых без предоставления другого жилого помещения не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ (ч. 1 ст. 108) и не относятся к категории граждан выселении которых не допускается действующим Жилищным кодексом РФ (ч. 2 ст. 103).
Таким образом, ответчик, перестав быть военнослужащим, утратил права владения, пользования спорным служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ и подлежал выселению из него, без предоставления другого жилого помещения, по требованию истца.
Положения ст. 94 Жилищного кодекса РСФСР применению к спорным правоотношения не подлежат, так основанием для выселения ответчика из занимаемого им жилого помещения является факт неправомерного проживания в служебном жилом помещении, что не связано с отселением ответчика по основанию его проживания в закрытом военном городке.
Регистрация ответчиком по спорному жилому помещению 19.06.2008 (после введения в действие Жилищного кодекса РФ) своего несовершеннолетнего сына 2008 года рождения, также не влечет применение к спорным правоотношения положений ст. 108 ЖК РСФСР.
Представленная ответчиком копия ордера на жилое помещение без отметки "служебный", не является копией подлинного служебного ордера N74/2 от 14.09.1999, а является копией вновь изготовленного документа.
Решением Выборгского городского суда от 26.07.1999 об изменении договора найма спорного жилого помещения, в связи с расторжением ответчиком брака и выделением в его пользование комнаты в квартире, не установлено предоставление спорного жилого помещение и проживание в нем ответчика на условиях договора социального найма жилого помещения.
То обстоятельство, что ответчик фактически проживал в жилом помещении до выдачи служебного ордера N74/2 от 14.09.1999, так же не свидетельствует о предоставлении спорного жилого помещение и проживания в нем ответчика на условиях договора социального найма жилого помещения.
Письменный ответ заместителя начальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка на имя ответчика, заявление ответчика в жилищную комиссию КЭЧ о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от 6.09.1999, а также неправомерное проживание в служебном жилом помещении 29 лет, правового значения в рассматриваемом споре не имеют.
При этом, на требования о выселении ответчика из служебного жилого помещения, в силу ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется.
Исходя из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд обоснованно, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, удовлетворил иск.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к несогласию с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Джалилова ФИО12 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Красоткина Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.