Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Астапенко С.А.
судей Морозовой С.Г. и Муратовой С.В.
при секретаре Епифанцевой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 2 октября 2018 года о признании незаконным и отмене постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А, объяснения ФИО7 - представителя от администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Жучков А.А, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, которым просил признать незаконным и отменить постановление от 06.10.2017 г. N 995 "О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области Жучкова Александра Александровича, ФИО1, ФИО3"; обязать восстановить Жучкова Александра Александровича, ФИО1, ФИО3 в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с сохранением прежнего номера очереди.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 в 1989 году поставлена учет граждан города Приморска, нуждающихся в получении жилой площади.
В соответствии с постановлением администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 26.04.2012 году семья Жучковых состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан составом семьи 3 человека ФИО2 (мать), Жучков А.А. (сын), ФИО1 (внучка).
На основании заявления Жучкова А.А. о разделе очереди на получение жилой площади между ним и его матерью ФИО2 на разные семьи в связи с ведением раздельного хозяйств, постановлением администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 03.12.2012 N211 признаны различными семьями ФИО2 (состав семьи 1 человек), Жучков А.А. (состав семьи 2 человека, он и его дочь ФИО1).
В дальнейшем, постановлением администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 05.03.2014 N31 в очередь к Жучкову А.А. включен его сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Однако 26.03.2018 года Жучков А.А. в администрации МО "Приморское городское поселение" узнал о том, что он, его дочь, сын и мать сняты с учета в связи с расселением аварийного дома. Постановление о снятии ему не вручалось. Основанием для снятия с учета явилось предоставление ФИО2 двухкомнатной квартиры общей площадью 51.5 кв.м. на семью составом 5 человек (она, бывший муж ФИО5, сын Жучков А.А, внук ФИО3 и внучка ФИО1).
При этом не было принято во внимание то обстоятельство, что с 2012 года мать ФИО2 и сын Жучков А.А. состоят на учете по улучшению жилищных условий разными семьями отдельно.
Включение семьи административного истца в состав семьи его матери и предоставление квартиры считает незаконным, нарушающим право на получение собственного жилья.
Определением Выборгского городского суда от 26.06.2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО4.
В суд первой инстанции административный истец Жучков А.А. не явился, направил представителя ФИО6, которая поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области ФИО7 возражала против удовлетворения требований административного иска.
Заинтересованное лицо ФИО2 требования поддержала.
Заинтересованное лицо ФИО4 в суд первой инстанции не явилась.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 2 октября 2018 года административное исковое заявление Жучкова А.А. действующего в интересах себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО3 удовлетворено. Суд признал незаконным постановление администрации муниципального образования МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 06.10.2017 N 995 "О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области" Жучкова Александра Александровича, ФИО1, ФИО3. Обязал администрацию МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области восстановить Жучкова Александра Александровича с составом семьи 3 человека (он, дочь ФИО1, сын ФИО3) в списке лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, с сохранением прежней даты постановки на учет и номера очередности.
На поставленное судом решение администрацией муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене. В жалобе излагаются обстоятельства дела и указывается, что ФИО2, Жучкову А.А, ФИО1, ФИО3 предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием не пригодным для проживания жилого помещения - "адрес". 05.07.2017 года между администрацией МО "Приморское городское поселение" и ФИО2 заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого совместно с нанимателем вселяются бывший муж, сын, внук и внучка. Данное обстоятельство явилось основанием для издания оспариваемого постановления от 06.10.2017 г. N 995 о снятии Жучковых с учета граждан, нуждающихся в получении жилого помещения в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения.
Жилищным законодательством не предусмотрено разделение семей граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, перевод очереди на другого члена семьи, замена очередника на члена его семьи. По причине отсутствия полномочий у администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области на принятие решений о признании различными семьями и единой семьей граждан, принято решение об отмене постановления от 03.12.2012 N211 о признании различными семьями ФИО2 и Жучкова А.А.
Ссылаясь на положения ст.ст. 87-89 ЖК РФ, апеллянт отмечает, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Кроме того, пропущен срок на обжалование постановления в суде.
Относительно апелляционной жалобы от административного истца Жучкова А.А. поступили возражения о несостоятельности ее доводов и законности решения суда.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда находит решение суда подлежащим отмене, поскольку нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Судом первой инстанции правильно установлено, что решением исполкома Приморского городского Совета народных депутатов Выборгского района от 30.05.1989 N84б и решением исполнительного комитета Выборгского районного Совета народных депутатов Ленинградской области от 14.07.1989 N239 ФИО2, проживающая по адресу: "адрес", составом семьи из трех человек была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий, так как дом капитальному ремонту не подлежал, поражен жучком.
Постановлением главы администрации МО "Выборгский район" от 02.04.2003 утвержден акт межведомственной комиссии о признании жилого помещения, расположенного по указанному адресу не пригодным для проживания.
20.06.2006 в администрацию поступило заявление от ФИО2 с просьбой разделить очередь на получение жилой площади между ней и ее супругом ФИО5 в связи с разводом. Решением жилищной комиссии администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области принято решение разделить очередь с бывшим мужем ФИО5 и присвоить номера очереди ФИО2 с составом семьи 2 человека (она и сын) - N55; ФИО5 состав семьи 1 человек (он) - N55а.
По заявлению ФИО2 постановлением администрации МО "Приморское городское поселение" от 26.04.2012 N62 внучка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в очередь на получение жилого помещения к ФИО2, состав семьи 3 человека (она, сын Жучков А.А, внучка ФИО1).
20.11.2012 года в администрацию МО "Приморское городское поселение" поступило заявление от Жучкова А.А. с просьбой разделить очередь на получение жилой площади между ним и его матерью ФИО2, так как они ведут раздельное хозяйство и являются различными семьями.
Постановлением администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 03.12.2012 N211 признаны различными семьями ФИО2 (состав семьи 1 человек), Жучков А.А. (состав семьи 2 человека, он и его дочь ФИО1).
По заявлению Жучкова А.А. постановлением администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 05.03.2014 N31 в очередь к Жучкову А.А. включен его сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В связи с признанием жилого дома по адресу: "адрес" не пригодным для проживания ФИО2 на основании постановления администрации МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 05.07.2017 N547 предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" общей площадью 51,5 кв. м, жилой - 27,8 кв.м.
05.07.2017 г. между ФИО2 и администрацией МО "Приморское городское поселение" заключен договор социального найма указанной квартиры. По условиям договора социального найма совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются бывший супруг ФИО5, сын Жучков А.А, внучка ФИО1, внук ФИО3
Оспариваемым постановлением администрации МО "Приморское городское поселение" от 06.10.2017 г. N 995 в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ сняты с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, ФИО2, состоящая на учете с 14.07.1989 г, составом семьи 4 человека (она, сын Жучков А.А, внучка ФИО1, внук ФИО3), зарегистрированная по адресу: "адрес"
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что, снимая Жучкова А.А. с семьей с учета нуждающихся в жилье, администрацией не учла постановление администрации МО "Приморское городское поселение" от 03.12.2012 N211, которым он, его дочь и сын признаны отдельной семьей составом 3 человека. Последующее принятие администрацией решения об отмене постановления от 03.12.2012 N211 суд счел нарушающим права административного истца на улучшение жилищных условий, получения жилья на себя и его детей. Суд пришел к выводу о том, что Жучков А.А. и его мать ФИО2 являются разными семьями и подлежат отдельной постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако такие выводы суда не могут быть признаны соответствующими закону по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2, 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу приведенных положений закона, лица, поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, могут быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть, до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, по пункту 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
На момент постановки административного истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, действовала ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Одним из таких оснований являлось проживание граждан в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (п. 2 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Соответственно, снятие административного истца с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки их на учет.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Вопреки выводам суда первой инстанции, основания, предусмотренные ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, которые бы позволяли снять семью административного истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, по делу установлены.
Как следует из материалов дела, административный истец и члены его семьи были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях как лица, проживающие в жилом доме, признанном непригодным для проживания, что подтверждается актом межведомственной комиссии, утвержденным постановлением главы администрации МО "Выборгский район" от 02.04.2003 N 858.
Поскольку жилое помещение в "адрес" признано непригодным для проживания в соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО2 ФИО5, Жучкову А.А, ФИО1, ФИО3 предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Общая площадь двухкомнатной квартиры в непригодном для проживания жилом доме, в которой проживали Жучковы, составляет 38,90 кв.м.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Таким образом, предоставленная Жучковым в связи с переселением из непригодного для проживания жилья двухкомнатная квартира общей площадью 51,5 кв.м. соответствует требованиям ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации о равнозначности по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, о благоустроенности и нахождению в границах этого же населенного пункта.
Суждение суда о нарушении прав административного истца на улучшение жилищных условий является ошибочным, не основанным на нормах материального права.
Так, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Возлагая на администрацию МО "Приморское городское поселение" обязанность восстановить Жучкова А.А. и членов его семьи на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, суд не принял во внимание, что в соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства предоставление гражданам в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, административным истцам должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 38,90 кв.м.
С учетом изложенного, постановление администрации МО "Приморское городское поселение" от 03.12.2012 N211, которым Жучков А.А. с детьми и его мать ФИО2 признаны разными семьями, в рассматриваемом случае правоотношений правового значения не имеет.
Доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, постановленное по делу решение суда об нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 2 октября 2018 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым Жучкову Александру Александровичу, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО3, в удовлетворении административных исковых требований к администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Судья Гомзяков А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.