Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.
судей
Кудасовой Т.А, Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2019 года гражданское дело 2-3142/2018 по апелляционной жалобе Усова Сергея Владимировича на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга к Усову Сергею Владимировичу и Голяшову Евгению Викторовичу об обязании привести помещение в первоначальное состояние, а также по встречному иску Усова Сергея Владимировича и Голяшова Евгения Викторовича к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о сохранении помещения в перепланированном состоянии.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю, объяснения представителя Усова С.В, Голяшова Е.В. - Савкиной С.А, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился во Фрунзенский районный суд с иском об обязании ответчиков привести квартиру по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом, путем демонтажа лестницы из оконного проема, восстановления лицевого фасада и оконных проемов, указывая на то, что ответчики являются собственниками указанной квартиры, в связи с неоднократными жалобами граждан на незаконную перепланировку были организованы выездные проверки государственной жилищной инспекции в ходе которых установлен факт самовольной перепланировки помещения, отраженный в соответствующих документах. В данном случае перепланировка произведена с нарушением ст. 26 ЖК РФ, что является основанием для приведения помещения в первоначальное состояние.
Ответчиками был заявлен встречный иск о сохранении помещения в перепланированном состоянии, указывая на то, что перепланировка не нарушает градостроительных норм, разрешения общего собрания собственников на нее не требуется, так как права иных собственников многоквартирного дома не нарушаются выполненной перепланировкой.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга удовлетворены, суд обязал Усова С.В. и Голяшова Е.В. привести жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом, путем демонтажа лестницы из оконного проема, восстановления лицевого фасада и оконных проемов в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, со сдачей работ представителям МВК Фрунзенского района в течение 10 дней с момента выполнения указанных работ.
С Усова С.В. и Голяшова Е.В. в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана госпошлина в сумме 300 рублей.
В удовлетворении встречного иска Усова С.В. и Голяшова Е.В. к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о сохранении помещения в перепланированном состоянии отказано.
В апелляционной жалобе Усов С.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, удовлетворить встречные исковые требования.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции ответчики, представитель истца не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Ответчики доверили представление интересов в суде представителю.
В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившегося ответчика по первоначальному иску.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьями 25, 26 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации (перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров), а его переустройство - установку, замену или перенос находящихся в жилом помещении инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие при этом внесения изменения в технический паспорт, которые проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170 (п. 1.7) определены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.
Пунктом 1.7.1 установлено, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с п. 1.7.2. переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с п. 2.1.6.6. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04 февраля 2005 года N 112 "О создании межведомственных комиссий" (в редакции от 25.10.2017г.), районная межведомственная комиссия, созданная администрацией района Санкт-Петербурга, уполномочена на согласование проектов переустройства и перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах без изменения их назначения, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания.
В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Последствия самовольной перепланировки или самовольного переустройства помещения предусмотрены статьей 29 ЖК РФ, согласно части 3 которой собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Таким образом, из вышеприведенных норм права следует, что администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга как лицо, в функциональные обязанности которого в силу закона входило в 2017 году согласование перепланировки (переустройства) как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах, а, следовательно, на данном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации лежит также обязанность по защите прав и интересов собственников многоквартирного дома, куда входит и защита прав в судебном порядке и не освобождает ответчика от обязанности устранения допущенных им нарушений.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций дома, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на них оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, разрушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2).
Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.
Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04 августа 1998 года N 37 (с изм. и доп, вступающими в силу с 19.05.2008) утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, а также форма технического паспорта жилого помещения, которая определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.
Как следует из указанной формы, в техническом паспорте должен содержаться план квартиры, составленный путем выкопировки из поэтажного плана дома.
В соответствии с п. 3.16 Инструкции предусмотрено, что на поэтажном плане вычерчиваются в масштабе в соответствии с размерами на абрисах, в том числе, стены, перегородки, окна и балконы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, ответчики являются собственниками указанной квартиры по адресу: "адрес" (л.д. 35-37).
04.04.2017 года ГЖИ Санкт-Петербурга была выявлена самовольная перепланировка в квартире ответчика (л.д. 9).
На основании определения суда от "дата" года по делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза из заключения которой следует, что выполненная перепланировка не создает угрозу для жизни и здоровья граждан, безопасна, не нарушает прав и интересов других собственников помещений в многоквартирном доме, соответствует всем действующим нормам. В то же время в экспертном заключении указано, что при проведении данной перепланировки общее имущество многоквартирного дома задействовано в части использования ограждающей конструкции стены между помещением квартиры и лестничной клеткой, использованием ограждающей конструкции ненесущей наружной стены для организации отдельного входа (л.д. 213).
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пункту "в" части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как и распоряжение этим имуществом, осуществляются по соглашению всех ее участников.
Частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался тем обстоятельством, что разрушение ненесущей фасадной стены указанного дома неизбежно повлечет изменение порядка ее использования, которое находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, выполнение таких работ напрямую затрагивает права и законные интересы собственников помещений указанного многоквартирного дома, то на основании положений ст. ст. 36, 40, 44 ЖК РФ и п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для реализации проекта необходимо согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Согласие всех собственников на выполнение указанных работ, ответчиками не представлено, общее собрание не проводилось.
Учитывая вышеприведенные нормы и обстоятельства дела, с данным выводом суда судебная коллегия соглашается.
Довод апелляционной жалобы о том, что перепланировка не нарушила прав и законных интересов других граждан и не создает угрозу опасности их жизни и здоровья, судебная коллегия отклоняет, поскольку как верно указал суд первой инстанции, несмотря на данное обстоятельство, наличие согласие всех собственников на собственников на выполнение указанных работ необходимо в силу действующего законодательства.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат доказательств согласие всех собственников на выполнение указанных работ, а представляют собой переоценку выводов суда первой инстанции судебная коллегия отклоняет как не являющийся основаниями для отмены постановленного решения.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушений материального и процессуального законодательства судом допущено не было, а доводы жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Усова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.